Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Есть еще одно объяснение почему многим баалей тшува так плохо почему их религиозность "зашкаливает"

Есть еще одно объяснение, почему многим баалей тшува так плохо, почему их религиозность «зашкаливает» и т.д. Объяснение — они соблюдают, но не верят. Если я доказал себе, что Б-г существует (по Рамбаму, «причина всех причин) — это не значит, что я верующий человек. Если я доказал себе, что заповеди — это необходимо для выживания еврейского народа — и поэтому начал их соблюдать — это не значит, что я верующий человек. Если мне нравится читать еврейские религиозные книги — это еще не означает, что я верующий человек. В одной из последних дискуссий было замечено, что большинство «русских» баалей тшув — технари. Я помню компанию Пети Полонского, где большинство участников были выпускники мехмата МГУ. И на видном месте стояла книга Шредингера. Я уже не помню, кто это был, но я помню фразу «Шредингер заставил меня сделать тшуву». Так вот, после многих лет в тшуве выясняется что «тшува по Шредингеру» отнюдь не означает, что мы стали верующими людьми. Соблюдающими? — Да. Со всеми прибамбасами. Верующими? — Нужно сначала понять что такое вера. Кирувники любят повторять, что существование Б-га — это аспект знания, а не веры. Они правы. Однако, означает ли это, что вера уже не нужна? Можно (и нужно) долго разбираться в том, что такое вера. Алтер Ребе пишет в Тании, что «эмуна» это от «омен эт Адаса» («воспитывал Гадасу»). Самый внешний уровень веры — это привычка. Это воспитание. Самый внутренний уровень веры — это то, о чем много говорит рав Гинзбург. Это Радло. Рав Гинзбург выделяет три уровня «над-сознания». Воля. Наслаждение. Вера. Вера — на самом верху подсознания. Вера — это самое глубокое свойство личности, источник ее энергии. Вера — это аспект «Атик» в душе (те, кто не изучает хасидут — потребуется подробно объснять что это значит. Как нибудь в другой раз). Что происходит в отсутствие веры? Соблюдение без веры вызывает перекосы, лишние устрожения. Соблюдение без веры вызывает отчаяние. Ибо что поддерживает грешника, когда он согрешил, как не вера в то, что Б-г простит его грехи? А баал тшува, который соблюдает но не верит (т.е., вера не раскрылась еще в его душе) — к кому он обратится с мольбой о прощении? Свет веры — это свет добра и милосердия. В отсутствие веры — баал тшува наполняется «диним кашим» — тяжелыми судами. Он судит себя жестоким судом, он судит окружающий мир — таким же жестоким судом. И «мир не может устоять» перед мерой суда. И человек также не способен устоять перед мерой суда. Возможно, все эти круги ада, которые проходит баал тшува (если выживет…) предназначены только для того, чтобы раскрыть чистый источник веры и любви в его душе. И тогда жестокий суд заменяется мягким судом. И тогда милосердие превалирует на мерой суда. И тогда только он может начать строить свою жизнь и делать тшуву по-настоящему Шана това и «питка тава»