Есть еще одно объяснение почему многим баалей тшува так плохо почему их религиозность "зашкаливает"

Есть еще одно объяснение, почему многим баалей тшува так плохо, почему их религиозность "зашкаливает" и т.д.

Объяснение - они соблюдают, но не верят.

Если я доказал себе, что Б-г существует (по Рамбаму, "причина всех причин) - это не значит, что я верующий человек.

Если я доказал себе, что заповеди - это необходимо для выживания еврейского народа - и поэтому начал их соблюдать - это не значит, что я верующий человек.

Если мне нравится читать еврейские религиозные книги - это еще не означает, что я верующий человек.

В одной из последних дискуссий было замечено, что большинство "русских" баалей тшув - технари. Я помню компанию Пети Полонского, где большинство участников были выпускники мехмата МГУ. И на видном месте стояла книга Шредингера. Я уже не помню, кто это был, но я помню фразу "Шредингер заставил меня сделать тшуву".

Так вот, после многих лет в тшуве выясняется что "тшува по Шредингеру" отнюдь не означает, что мы стали верующими людьми. Соблюдающими? - Да. Со всеми прибамбасами. Верующими? - Нужно сначала понять что такое вера.

Кирувники любят повторять, что существование Б-га - это аспект знания, а не веры. Они правы. Однако, означает ли это, что вера уже не нужна?

Можно (и нужно) долго разбираться в том, что такое вера.

Алтер Ребе пишет в Тании, что "эмуна" это от "омен эт Адаса" ("воспитывал Гадасу"). Самый внешний уровень веры - это привычка. Это воспитание.

Самый внутренний уровень веры - это то, о чем много говорит рав Гинзбург. Это Радло. Рав Гинзбург выделяет три уровня "над-сознания". Воля. Наслаждение. Вера. Вера - на самом верху подсознания.

Вера - это самое глубокое свойство личности, источник ее энергии. Вера - это аспект "Атик" в душе (те, кто не изучает хасидут - потребуется подробно объснять что это значит. Как нибудь в другой раз).

Что происходит в отсутствие веры? Соблюдение без веры вызывает перекосы, лишние устрожения. Соблюдение без веры вызывает отчаяние. Ибо что поддерживает грешника, когда он согрешил, как не вера в то, что Б-г простит его грехи? А баал тшува, который соблюдает но не верит (т.е., вера не раскрылась еще в его душе) - к кому он обратится с мольбой о прощении?

Свет веры - это свет добра и милосердия. В отсутствие веры - баал тшува наполняется "диним кашим" - тяжелыми судами. Он судит себя жестоким судом, он судит окружающий мир - таким же жестоким судом. И "мир не может устоять" перед мерой суда. И человек также не способен устоять перед мерой суда.

Возможно, все эти круги ада, которые проходит баал тшува (если выживет...) предназначены только для того, чтобы раскрыть чистый источник веры и любви в его душе. И тогда жестокий суд заменяется мягким судом. И тогда милосердие превалирует на мерой суда. И тогда только он может начать строить свою жизнь и делать тшуву по-настоящему

Шана това и "питка тава"

Запись опубликована в рубрике: .