Канун Йом Кипур - самое время вспомнить, что счет грехов и заслуг - это лишь внешний счет.
А внутренний счет самого человека - это не грехи и не заслуги, а "где ты"?. Где ты держишь в своей жизни? Ты действительно живешь своей жизнью, или это "как будто жизнь"? Идешь ли ты по своей дороге, или тащишься вместе со всеми? Верен ли ты себе?
Можно сказать, что первый счет - это "литовский" счет. Второй - это хасидский, особенно хабадский счет. И как говорил известный хасидский машпиа р. Шломо Хаим Кесельман, что хабадский хешбон нефеш это "кем ты ДОЛЖЕН был быть, кем ты МОГ бы быть, и что из тебя получилось на деле".
Нечто совершенно не Йом Кипурское...
Не секрет, что религия веками исполняла чрезвычайно важные функции помимо чисто религиозных. Религия исполняла важнейшую социальную функкцию. Религия играла важнейшую национальную роль. Религия, наконец, исполняла даже чисто гигиенические функции. При всех объяснениях о пользе хождения в микву (женщин) глупо забывать о важности чисто гигиенического аспекта данного обряда. И то же - засолка мяса и т.д. и т.п.
Раввин в прошлые времена был больше чем раввин. Он был и судья, и советчик, и психолог, и специалист по семейным делам, а иногда просто единственный грамотный еврей в деревне...
(Это, кстати, йом-кипурское). Царь Соломон говорит в Мишлей (30, 19):
"Три (вещи) сокрыты для меня, а четырех не знаю. Путь орла на небе, путь змея на скале, путь корабля среди моря и путь мужчины у отроковицы."
Царь Соломон говорит: то, как встречаются мужчина и женщина - это величайшая тайна Творения! Только Сам Вс-вышний знает, как и когда они должны встретиться. И как говорит известный мидраш, что после 6 дней творения Вс-вышний занимается тем, что "мезавег зивугим" (определяет кто кому будет парой). Человек может в это вмешиваться? Общество должно в это вмешиваться?