Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

16

Сегодняшняя «хазара битшува» видит в отходе от Торы ошибку истории. И, соответственно, пытается повернуть колесо истории вспять. Конечно же, все, не соответствующее взглядам двухтысячелетней давности объявляется «эллинизмом», реформизмом и проч. в зависимости от лингвистических предпочтений автора. *** Нет никакой возможности понять «сегодня» исключительно сквозь призму «вчера». Похоже? Да, похоже. Но нужно видеть и отличия. Сегодняшняя ситуация несводима в принципе к вчерашней. Да, «маасэ авот симан лебаним» — но говорится очень точно «симан» — знак. Есть некое подобие. Мы можем что-то выучить из прошлого на настоящее. Но подобие не означает тождественности.
По-видимому, основное отличие «сегодня» от «вчера» — это смещение акцента с психологии толпы, стада, на психологию индивидуальности. Идеал «модернизма» — это народ, национальная независимость. Поэтому двадцатый век – это «парад сувернитетов». Мы уже в 21 веке. Сегодня – парад индивидуальности. Сегодняшняя мировая «религия» — это права индивидуума. Очевидно, и то, и другое имеет корни в иудаизме. По-видимому, можно сказать, что иудаизм после Дарования Торы – это иудаизм «толпы», «общины». Самое страшное наказание в Торе – это נכרתה מעדת ישראל – «искоренится (душа грешника) из общины Израиля». Община – это все. Отторжение от общины равносильно смерти.
Очень интересно בעבר ציית הציבור הדתי כמעט באופן גורף לפסיקת הרבנות הראשית והרבנים המרכזיים בציונות הדתית שאסרו על שירות של נשים בצבא, אך בשנים האחרונות חל כרסום בעמדה מסורתית זו — תחילה «מלמטה», כאשר בוגרות החינוך הדתי קיבלו החלטה פרטית להתגייס לצה»ל, ומאוחר יותר בהקמת מסגרות מיוחדות לכך, ובתמיכה רבנית. תנועת «נאמני תורה ועבודה» שלחה בתגובה מכתב לשר החינוך, יו»ר מינהל החמ»ד, יו»ר מועצת החמ»ד ולמפקח על החינוך העל-יסודי בחמ»ד, ובו קראה לנתינת במה הוגנת בנושא הכוון בנות כיתה י»ב לאחר סיום הלימודים. במכתב הדגישה התנועה את הנתונים על היקף גיוס הבנות הדתיות לצה»ל, ואת הנתונים שלפיהם רוב הבנות יצאו מהשירות מחוזקות מבחינות רבות.