Сегодняшняя "хазара битшува" видит в отходе от Торы ошибку истории

Сегодняшняя "хазара битшува" видит в отходе от Торы ошибку истории. И, соответственно, пытается повернуть колесо истории вспять. Конечно же, все, не соответствующее взглядам двухтысячелетней давности объявляется "эллинизмом", реформизмом и проч. в зависимости от лингвистических предпочтений автора.


Нет никакой возможности понять «сегодня» исключительно сквозь призму «вчера». Похоже? Да, похоже. Но нужно видеть и отличия. Сегодняшняя ситуация несводима в принципе к вчерашней. Да, «маасэ авот симан лебаним» - но говорится очень точно «симан» - знак. Есть некое подобие. Мы можем что-то выучить из прошлого на настоящее. Но подобие не означает тождественности. Также как нет двух одинаковых людей – так нет двух одинаковых эпох – это очевидно. Тот, кто «одним штемпелем», по выражению Мидраша, «штампует» разных людей – Он же тем же «штемпелем» «штампует» разные эпохи. Понятия «эллинизма», «реформизма» и т.д. из прошлых эпох – это скорее «язык» по выражению Шагара, которым мы можем пользоваться для описания современности. На самом деле это основа нашей веры – что мир меняется. «амехадеш бетуво бехол йом тамид маасэ берейшис» - «обновляющий каждый день постоянно творение мира». Позиция, утверждающая, что мир неизменен – это, на самом деле, и есть настоящий «эллинизм». Есть хасидский анекдот – когда Алтер Ребе уехал из Витебска, и стал очень известен – его тесть, немало портивший ему кровь, пока он жил в Витебске и не был столь известен – предложил ему вернуться назад. Алтер Ребе ответил: по двум причинам ребенок не может вернуться в материнское чрево: 1) ребенок стал больше. 2) Чрево стало меньше… Можно и нужно делать тшуву – только не нужно возвращаться в 18 век.

Запись опубликована в рубрике: .