Один из самых красивых вортов который я слышал от рава в последнее время - на стих "вечером скажешь
Один из самых красивых вортов, который я слышал от рава в последнее время — на стих «вечером скажешь, когда же настанет утро, а утром скажешь — когда же настанет вечер» —
«вечер» — это «нижнее единство», служение, основанное на исправлении материального мира
«утро» — это высшее единство — служение, основанное на высочайших духовных постижениях.
«вечером скажешь, когда же настанет утро» — человек, основное служение которого — в материальности, тем не менее, чувствует «афлоо»- насколько высоко служение того, кто погружен в чистую духовность.
«утром скажешь, когда же настанет вечер» — человек, погруженный в возвышенную духовность — ощущает великое достоинство тех, кто работает в материальности мира
Т.е., «сидящие в шатрах» видят достоинство тех, кто работает в мире. А работающие в мире — видят достоинство тех, кто сидит и учит Тору.
Другими словами, хороший хабадник — это тот, кто видит достоинство в служении литаим, или в служении дати леуми, или в служении бреслав и т.д.
А хороший литаи — это тот, кто умеет ценить достоинства служения Хабад. И т.д.
Тогда даже проклятия переворачиваются в благословение.
***
Сегодня, к сожалению, как раз наоборот.
Те, кто учат Тору — прекрасно умеют объяснять, как мир держится на том. что они сидят и учатся.
А те, кто работают в мире — прекрасно умеют выразить, как им мешают эти примитивные досы.
Хабадники называют миснагидов «козлами».
Миснагиды не остаются в долгу и называют хабадников «религией наиболее близкой иудаизму», и выискивают днем с огнем, что же еще такое хабад нарушает.
И проч. и проч.
Этот замечательный ворт, учит, среди прочего — что пока ты не научился видеть достоинства в служении другого — ты еще сам далек от совершенства. Совершенство хабадского служения — понять, что миснагиды тоже служат Б-гу. совершенство миснагидского служения — понять, что хабадники не нарушают галаху.
Как просто сформулировать, и как сложно сделать