Один из самых красивых вортов, который я слышал от рава в последнее время - на стих "вечером скажешь, когда же настанет утро, а утром скажешь - когда же настанет вечер" -
"вечер" - это "нижнее единство", служение, основанное на исправлении материального мира
"утро" - это высшее единство - служение, основанное на высочайших духовных постижениях.
"вечером скажешь, когда же настанет утро" - человек, основное служение которого - в материальности, тем не менее, чувствует "афлоо"- насколько высоко служение того, кто погружен в чистую духовность.
"утром скажешь, когда же настанет вечер" - человек, погруженный в возвышенную духовность - ощущает великое достоинство тех, кто работает в материальности мира
Т.е., "сидящие в шатрах" видят достоинство тех, кто работает в мире. А работающие в мире - видят достоинство тех, кто сидит и учит Тору.
Другими словами, хороший хабадник - это тот, кто видит достоинство в служении литаим, или в служении дати леуми, или в служении бреслав и т.д.
А хороший литаи - это тот, кто умеет ценить достоинства служения Хабад. И т.д.
Тогда даже проклятия переворачиваются в благословение.
Сегодня, к сожалению, как раз наоборот.
Те, кто учат Тору - прекрасно умеют объяснять, как мир держится на том. что они сидят и учатся. А те, кто работают в мире - прекрасно умеют выразить, как им мешают эти примитивные досы. Хабадники называют миснагидов "козлами". Миснагиды не остаются в долгу и называют хабадников "религией наиболее близкой иудаизму", и выискивают днем с огнем, что же еще такое хабад нарушает. И проч. и проч. Этот замечательный ворт, учит, среди прочего - что пока ты не научился видеть достоинства в служении другого - ты еще сам далек от совершенства. Совершенство хабадского служения - понять, что миснагиды тоже служат Б-гу. совершенство миснагидского служения - понять, что хабадники не нарушают галаху. Как просто сформулировать, и как сложно сделать