Шломо Кочубиевский сказал классную мысль. Взять русского и сделать из него стандартного доса нет ничего глупее. Большинство русских баалей тшув полные зомби совершенно мертвые. Живых и нормальных срежи них мало
Удивительно, как это "литаим" еще не доперли, что Хабадники сравнивают Йом Кипур с (упаси Б-же) Пуримом. Наверное, они решили, что хабадники шутят... Или они так напиваются в Пурим, что им не до того...
Рав Ицхак Гинзбург сказал как то "любовь - это тайна".
Самая главная тайна Вс-вышнего - это любовь.
Любовь Вс-вышнего к каждому еврею, даже законченному грешнику.
Любовь к ближнему - это самая суть торат-а-сод, ученика каббалы, хасидизма.
"Тайна Вс-вышнего (раскроется) боящимся Его"
Перед тем, как сотворить мир, Вс-вышний создал 22 буквы еврейского алфавита. Потом с помощью этих букв он записал Святую Тору - черным огнем по белому огню. Потом с помощью Торы - "смотрел в Тору и творил мир" - Он сотворил мир.
В ночь Гошана раба мы соединяемся с еврейскими буквами - которые предшествуют Торе и предшествуют миру. В эту ночь евреи не спят, и даже не учат Тору - только произносят еврейские буквы (читают книгу Дварим и Теилим)
Святость Торы, предшествующая постижению Торы.
Тора это язык. Еврей может не быть религиозным, или быть не очень религиозным. Но он обязан понимать язык.
Создатели Страны не были религиозны. Но они понимали язык.
Сегодня - 60 лет после создания Страны - растут поколения, не знающего языка (я не имею в виду иврит. Имеется в виду понятийный аппарат иудаизма). Это делает зыбким само наше право на эту Землю.
Учите язык, на котором говорили 150 поколений.
Изучение только открытой Торы (галаха) без связи с душой Торы (хасидут, каббала) - высушивает душу и высушивает Тору.
Изучение только внутренних аспектов Торы в отрыве от реальности ведет к разврату (קבלה=ניאוף)
Слышал от р. Моше Грузмана (Ришон).
Самая высокая ступень радости - симха бекабалат ол. Предыдущий Ребе приводит такой пример.
Раньше в России были бродячие цирки. И как правило при каждом таком цирке был мальчик-сирота, который прислуживал актерам, выполнял мелкие поручения, а иногда должен был выбегать на сцену и кричать "веселей, веселей" (фрейлах, фрейлах).
Как правило кормили его впроголодь, в основном - тумаками и подзатыльниками.
И вот, говорит Ребе - такой мальчик заходит за кулисы. Просит кусок хлеба, а получает подзатыльник. А надо бежать на сцену и кричать "фрейлах, фрейлах". И он бежит на сцену - и слезы льются по его лицу, но он кричит "фрейлах, фрейлах". Это называется "симха бекабалат ол".
Кое какие итоги моих дискуссий с р. Ури Суперфином по поводу "спанья в сукке".
1) "Р. Хаиму из Воложина это не мешало а ему (рав Шах) мешает"? Если гдойлей Исраэль последних поколений не задавали этот вопрос - значит или он имеет ответ, или это не существенно. Для р. Ури это не аргумент
2) Я привел аргумент р. Ядона Сегала, что нежелание спать в сукке это из соображений ритуальной чистоты. р. Ури отвергает
3) Я привел соображение что наверное Ребе умел учиться не хуже чем р. Ури. Р. Ури ответил что у Ребе не было смихи. Привели источники, что у Ребе было как минимум две смихи - от "Сридей Эш" и от Рогачевера. Р. Ури назвал смиху от Сридей Эш "филькиной грамотой"
Удивительно. Я уже писал как то, что где то пару лет назад я расстался с равом Гинзбургом на почве разногласий в отношении к Стране и к религиозному сионизму. Два года спустя я решил, что разногласия не столь существенны, а окружение рава и сам рав мне куда ближе чем дати-леумишная компания, где я так и не почувствовал себя "своим", и решил вернуться. 14 элула 5773 (месяц с небольшим назад) был урок в Реховоте, и я снова, как прежде, почувствовал, что это "говорит" ко мне, и вернулся.
И вот, сегодня мне прислали линк на шиур рава 3 элула 5773 - за 10 дней до моего возвращения к раву. http://malchuty.org/2011-01-20-01-37-36/-q/1004-q-q-q-q-.html