Кое какие итоги моих дискуссий с р
Кое какие итоги моих дискуссий с р. Ури Суперфином по поводу «спанья в сукке».
1) «Р. Хаиму из Воложина это не мешало а ему (рав Шах) мешает»? Если гдойлей Исраэль последних поколений не задавали этот вопрос — значит или он имеет ответ, или это не существенно. Для р. Ури это не аргумент
2) Я привел аргумент р. Ядона Сегала, что нежелание спать в сукке это из соображений ритуальной чистоты. р. Ури отвергает
3) Я привел соображение что наверное Ребе умел учиться не хуже чем р. Ури. Р. Ури ответил что у Ребе не было смихи. Привели источники, что у Ребе было как минимум две смихи — от «Сридей Эш» и от Рогачевера. Р. Ури назвал смиху от Сридей Эш «филькиной грамотой»
4) Я попросил р. Ури представить свою смиху — он отказался.
5) Я высказался, что Хабад и Литаим — это разные приоритеты в заповедях — р. Ури назвал это «пустословием»
6) Р. Ури считает хасидизм «изобретением» последних поколений. Я предложил посмотреть мнения авторитетных раввинов последних поколений — из «миснагдим» в отношении к хасидизму — р. Ури отказался.
7) Р. Ури считает что Магид из межерич не был «баал ниглэ» — ну, беэмет!
Короче, этот спор для меня прояснил пару вещей:
1) Миснагид действительно не умеет учиться — как об этом пишет Ребе.
2) Миснагид действительно считает, что он умнее Ребе, или любого другого пойсека поколений, и что любая его «сварат а-бетен» это кодеш кодошим, перед которой блекнут ришойним и ахаройним.
3) Миснагид выучил пару цитат — буквально как некоторые «мешихисты» — и тычет ими к месту и не к месту.
А самое главное — я наконец, понял, в чем состояло основное «изобретение» и основной «сод» Ребе — Ребе «изобрел» новый тип хабадника. Хабадникка физически и душевно здорового, уверенного в себе, активно участвующего в жизни общества, и при этом религиозного человека. В этом смысле Ребе очень близок к раву Куку. А миснагдим остались там где они были — в штетле. Только этот штетл уже, увы, давно сгорел.
Тахлис — ашрейну шеану йегудим, ма тов хелкейну шеану хасидим, ума наим горалейну шеану хасидей Хабад