Кое какие итоги моих дискуссий с р. Ури Суперфином по поводу "спанья в сукке".
- "Р. Хаиму из Воложина это не мешало а ему (рав Шах) мешает"? Если гдойлей Исраэль последних поколений не задавали этот вопрос - значит или он имеет ответ, или это не существенно. Для р. Ури это не аргумент
- Я привел аргумент р. Ядона Сегала, что нежелание спать в сукке это из соображений ритуальной чистоты. р. Ури отвергает
- Я привел соображение что наверное Ребе умел учиться не хуже чем р. Ури. Р. Ури ответил что у Ребе не было смихи. Привели источники, что у Ребе было как минимум две смихи - от "Сридей Эш" и от Рогачевера. Р. Ури назвал смиху от Сридей Эш "филькиной грамотой"
- Я попросил р. Ури представить свою смиху - он отказался.
- Я высказался, что Хабад и Литаим - это разные приоритеты в заповедях - р. Ури назвал это "пустословием"
- Р. Ури считает хасидизм "изобретением" последних поколений. Я предложил посмотреть мнения авторитетных раввинов последних поколений - из "миснагдим" в отношении к хасидизму - р. Ури отказался.
- Р. Ури считает что Магид из межерич не был "баал ниглэ" - ну, беэмет!
Короче, этот спор для меня прояснил пару вещей:
- Миснагид действительно не умеет учиться - как об этом пишет Ребе.
- Миснагид действительно считает, что он умнее Ребе, или любого другого пойсека поколений, и что любая его "сварат а-бетен" это кодеш кодошим, перед которой блекнут ришойним и ахаройним.
- Миснагид выучил пару цитат - буквально как некоторые "мешихисты" - и тычет ими к месту и не к месту.
А самое главное - я наконец, понял, в чем состояло основное "изобретение" и основной "сод" Ребе - Ребе "изобрел" новый тип хабадника. Хабадникка физически и душевно здорового, уверенного в себе, активно участвующего в жизни общества, и при этом религиозного человека. В этом смысле Ребе очень близок к раву Куку. А миснагдим остались там где они были - в штетле. Только этот штетл уже, увы, давно сгорел.
Тахлис - ашрейну шеану йегудим, ма тов хелкейну шеану хасидим, ума наим горалейну шеану хасидей Хабад