Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

30

Карл Маркс решил,что «история человечества — это история классовой борьбы». Алтер Ребе решил, что история человечества — это история борьбы добра и зла внутри человека (По крайней мере так следует из буквального прочтения первых глав Тании). Про Карла Маркса мы уже вроде поняли, что это лженаучно и антинаучно, и в сущности, продолжение средневековой схоластики. Про Алтер Ребе — возможно нам еще предстоит понять. Другое объяснение — Тания это книга для медитации, самовнушения. Человек, по Алтер Ребе, должен внушить себе, что в нем борются добро и зло. Другое объяснение — Тания это просто «аргаз келим» (ящик с инструментами) — если кто использует инструмент не по назначению — глупо предъявлять претензии автору книги
Процесс секуляризации затронул так или иначе все европейские народы, весь американский континент, по большому счету — весь мир. Почему-то только в иудаизме это привело к «мировой войне» продолжающейся до сих пор. Причем процесс дробления не останавливается на «религиозных» и «хилоним» а продолжается — хасиды, литаим, дати леуми, хабад. Причем границы между ними растут из поколения в поколение, как и агрессивность того или иного направления и уверенность в собственной правоте и исключительности. Молодое поколение воспитывается в вере что «есть только Ребе» — если ты не готов верить полной верой в то что «а-раби милюбавич у мелех а-мошиах», или хотя бы спрашивать в «игрот» или хотя бы читать хитат — ты плохой хабадник, или вообще не хабадник…
Если харейдим просто отрицают внешний (секулярный) мир — то Хабад выработал систему «двух языков» — есть один язык — для внутреннего общения (пними) — сводящийся к проповеди собственной исключительности и превосходства и вере в вечно живого Ребе, и совершенно другой язык — политкорректный и толерантный — для общения с внешним миром. Двуликий хабадский янус