Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

22

http://ulenspiegel.od.ua/vera-i-mozg-pod-mikroskopom Северная Каролина, США, Университет Дюка. Эти получают целых три гранта. Цель: изучение влияния степени религиозности на размер гиппокампа. Группа в различной степени религиозности людей зрелого возраста наблюдается сроком от двух до восьми лет. Инструмент исследования – та же МР-диагностика. Градируется атрофия также по степеням усушки-утруски мозга. А степени религиозности определяются по критериям религиозного усердия: время, проведенное в коллективных молитвах, принадлежность к религиозным сообществам (parishes), время, проводимое в индивидуальном общении с богом, глубина медитации, экстаза, и, главное, степень подчиненности поведенческого стереотипа религиозной идее (life-changing pattern), т.е. насколько слово к богу не расходится с делом для бога, насколько религиозность меняет стиль жизни человека. Пока все понятно?
Но когда появляется болезнь, она формирует некие неизменные, фиксированные ощущения. Они не ощущаются как потребность, потому что не могут найти своего завершения во внешней среде. Ощущение, которое не имеет своего объяснения, потребность, которая не может быть удовлетворена, неудовлетворенность, не приводящая к действию – это состояние абсолютно непереносимое для человека. Человек структурирует это ощущение, создавая для него объяснение из доступных ему внешних представлений. Так создается делюзия.
сли человек ощущает постоянный голод, который только на короткое время удовлетворяется едой, то он может создать представление, будто окружающие хотят уморить его голодом. Если человек ощущает обиженность, то у него возникает делюзия будто к нему плохо относятся. Если человек в доброжелательном окружении постоянно испытывает злобу, то он создаст делюзию что его окружают враги. Сами представления человек берет извне, но затем формирует из них картину соответствующую его внутреннему состоянию. Мы должны понять насколько важно человеку казаться самому себе рациональным и адекватным. Эта потребность по силе сравнима с другими жизненно важными потребностями. До тех пор пока делюзия объясняет ощущения человека, он никогда ни при каких обстоятельствах от нее не откажется. Здоровые ощущения и потребности всегда изменчивы. Ощущения, порожденные болезнью, неизменны, человек не может от них избавиться (до тех пор, пока болен). Поэтому человек идентифицирует себя с болезнью. О, ирония судьбы! То, что есть в человеке здорового – текуче как Дао. А то, что человек считает своим «я» — порождение болезни. Человек может отказаться от всего что имеет, от всех кого любит, может действовать во вред своим интересам, здоровью, может пожертвовать самой жизнью, но он никогда не откажется от своей делюзии.
Важной составляющей религии есть вера. Вера – есть непоколебимое убеждение, не подтвержденное фактами или противоречащее фактам. Делюзия – это настоящая религия человека. Создав делюзию, человек гармонизирует один из уровней психики. Но теперь у него возникает другая проблема: как согласовать эти устойчивые представления с реальностью? Делюзия позволяет человеку оставаться рациональным, но она мешает быть адекватным внешним обстоятельствам. Существует четыре способа, какими организм пытается решить эту проблему. Первый способ: психика игнорирует делюзию, вытесняя её в бессознательное. Конечно, вытеснение никогда не бывает полным, и оно создает определённое напряжение в психике, дискомфорт. Поэтому психика применяет другой механизм защиты. Главная особенность делюзии не в том, что эти представления ошибочны, а в том, что они устойчивы и не зависят от внешней реальности. Поэтому, если делюзию нельзя приспособить к реальности, то можно попытаться реальность приспособить к делюзии. Делюзия лишает человека гибкости. Но если ситуация делюзии и реальность совпадают, то между ними не возникает противоречия и человек чувствует себя комфортно. Комфорт этот не может быть полным, так как ситуация делюзии противоречит естественным потребностям человека, но согласовать делюзию с реальностью для человека важнее. Например, у ревнивого мужчины делюзия, что жена ему изменяет. Он не только будет искать подтверждение своим догадкам, но будет провоцировать жену. Если он уличит её в измене, это будет для него психологической травмой? В какой-то мере да, но на каком-то уровне он получит удовлетворение, ведь он не сумасшедший и его догадки подтвердились. Можно не сомневаться, что ревнивый человек выберет себе в супруги кого-то легкомысленного. Особа не склонная к измене, просто не вызовет у него интереса.
Быть здоровым и свободным редкий дар. В мире больных людей успешным может считать себя тот человек, кто создал ситуацию своей делюзии. Несмотря на неестественность этой ситуации, она тормозит развитие телесных болезней. Хотя методы реализации «жизненного сценария» определенного болезнью бывают весьма изощренными, далеко не всегда удается безупречно реализовать сценарий. Тогда включается третий механизм и делюзия переходит на уровень соматической болезни. Я хочу привести несколько цитат из книги Раджана Шанкарана «Субстанция гомеопатии».
Интроспективно, т.е. из сознания самого пациента, делюзия выглядит как содержащая два противоположных полюса «ось внимания», на которой сосредотачивается вся его психическая энергия. Положительному полюсу этой оси соответствует удовлетворенность пациента миром, собой и взаимоотношениями между ними. Отрицательному полюсу соответствует неудовлетворенность пациента собой, миром и взаимоотношениями между ними. Болезненное начало делюзии состоит в неадекватной силе или неадекватном направлении, с которым (в котором) пациент выделяет соответствующую ей «ось внимания». Фактически, существование делюзии означает, что пациент воспринимает выдуманный им мир и живет по выдуманному им сценарию, которые не соответствуют окружающей его действительности, т.е. его сознание сужено и/или искажено. Сужение и/или искажение сознания пациента при наличии делюзии и является признаком патологичности того системного физиологического процесса в его организме, который порождает эту делюзию.