МОЛИТВА ПЕРЕД СНОМ
רבונו של עולם
ВЛАДЫКА МИРА
Хотя мы обычно говорим о трех каждодневных молитвах, мы фактически имеем еще и четвертую молитву — молитву перед отходом ко сну на ночь. Она называется Бериат Шема шеал аМита — "Чтение Шема перед отходом ко сну".
По нусах Ари (Хабад) она начинается краткой молитвой, начальные слова которой следующие:
"Владыка мира, я прощаю всем тем, кто рассердили меня... и да не понесет никто наказания по причине моей..."
Это действительно прекрасная молитва. Мы готовимся лечь в постель на ночной отдых. В течение дня, который уже позади, нас мог кто-нибудь обидеть. Но мы не желаем лечь спать с недобрым чувством против кого-либо. Мы хотим спать в мире и любви ко всем Б-жьим созданиям. Поэтому мы заявляем, что мы прощаем всем. Это помогает нам наслаждаться мирным сном; это принесет нам также прощение от Б,-га. Ибо Б-жье вознаграждение соответствует нашим деяниям. Когда мы выполняем заветы Торы "Не питай к брату твоему ненависти в сердце твоем[1]" и "Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего[2]" и прежде всего "Люби ближнего своего как самого себя[3]", мы можем быть уверены, что Б-г также простит нам и будет нас любить. Нет нужды отметить, что если мы обидели кого-либо в течение дня, мы должны это исправить и добиться прощения от обиженного нами; никакие молитвы Б-гу не принесут нам прощения, пока мы сперва не получим прощения от тех лиц, которых мы обидели.
После молитвы "Владыка мира" мы читаем молитву Ашкивену:
"Уложи нас, Отец наш, в мире и подними нас, о Царь наш, для хорошей и мирной жизни...".
Эта молитва читается также в вечерней молитве (маарив), в связи с чем она была выше рассмотрена подробно[4].
Затем следует знакомая нам уже молитва Шема[5]. Мы читаем все три раздела этой молитвы. Это центральная молитва, по имени которой названа вся молитва перед сном Кериат Шема шеал аМита.
Особенно важно читать все три раздела Шема перед сном в тех случаях, когда возникает сомнение, читалась ли она в вечерней молитве в надлежащее время — после наступления ночи. Ибо иногда, особенно в длинных летних днях, некоторые молящиеся читают вечернюю молитву до наступления темноты, и тогда им следует читать Шема вторично ночью. Но и помимо этого, принято читать всю молитву Шема перед сном[6].
После Шема следуют некоторые избранные места из Библии, которые начинаются: "Да ликуют благочестивые во славе, да поют на ложах своих; высокое славословие Б-гу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их[7]".
Наши мудрецы, касаясь этих стихов, заявляют, что "тот, кто читает Шема перед сном, как бы защищен обоюдоострым мечом[8]".
В этом же духе следуют дальнейшие стихи:
"Вот ложе его, Шеломо; шестьдесят бравых людей вокруг него, из бравых людей Израиля. Все они держат по мечу, опытны в бою; у каждого меч при бедре ради страха ночного[9]".
Согласно мнению наших мудрецов, упомянутые здесь "бравые люди" — это Санедрин и ученые Торы; все они опытны в бою за Тору и досконально знают все шестьдесят трактатов Талмуда. Они являются верными защитниками Израиля, которыми царь Шеломо окружил себя[10].
Каждая из упомянутых выше выдержек из Библии повторяется трижды, тем самым подчеркивая их важность. Затем читают уже знакомое нам благословение коаним "Да благословит тебя и хранит тебя" и т.д.
После этого читают псалом 91 — "Тот, Кто сидит в наивысшем сокровении"; читаются только первые десять строк этого псалма.
Наши мудрецы рассказывают, что великий рабби Иеошуа-бен-Леви, который был одним из выдающихся мудрецов своего времени, имел обыкновение читать этот псалом в целях защиты (от всяких неприятностей)[11]. Этот псалом говорит о большой вере в Б-га, как видно из стиха "Он мой покров и моя крепость; Б-г мой, на которого я полагаюсь[12]". В псалме говорится о защите и заботе, которые Б.-г оказывает полагающимся на него; "Он покроет тебя Своими перьями, под его крылами будешь ютиться...[13]". И действительно. Люди, живущие в свободной стране, не знают об "ужасах ночи". Но в древние времена, и даже в наше время в некоторых странах, где евреи порабощены и преследуются, ночь полна для многих опасности и неприятностей. Некоторых людей тревожит другой вид "ночного ужаса" — дурные сны и кошмары.
Если в течение дня случится, что на ум взбредет дурная мысль, от нее легче избавиться, ибо можно заняться чем-нибудь более достойным, отвлекающим от таких дурных мыслей. Но, когда отдыхают ночью в постели, эти дурные мысли могут вернуться. Всякого рода причуды, странные мысли и сны начинают строить козни нашему воображению, и когда наш разум и здравомыслие спят, не скажешь: "Это глупость!". Вот почему во сне могут показаться реальными самые фантастические и смешные вещи[14]. Но дурные мысли и сны нехороши для души, которая должна быть чистой и святой. Лучшее средство избежать дурных мыслей и нехороших снов — это продумать и сосредоточиться на хороших мыслях перед тем как ложиться в постель и уснуть. И это одна из причин, почему мы читаем эту молитву на сон грядущий, особенно молитву Шема. Если задумаемся на минуту, что за чудесная молитва эта Шема, то мы поймем, почему нам так полезно читать ее перед сном. Ибо в Шема заключено наше заявление о том, что Б-г един, что Он Владыка мира. Мы заявляем о нашей любви к Б-гу, и мы можем быть уверены в любви Б-га к нам; мы можем чувствовать себя надежно под Его защитой[15].
В те дни, когда читают Таханун, читают здесь также молитву Ашамну[16]. Затем следует знаменитая молитва, составленная рабби Нехунья-бен-Акане, который был одним из мудрецов Талмуда[17]. Это святая и мистическая молитва, состоящая из семи строф по шесть слов в каждой. Начальные буквы каждых трех слов образуют имя Б-жье, так что здесь имеется всего четырнадцать таких Б-жьих имен. Это молитва об освобождении нас Б-гом из галута и о том, чтобы Он принял молитвы Его народа и защитил евреев, находящихся еще в изгнании. Ибо еврейский народ — это та нация, которая объявила об единстве Единого Б-га; поэтому мы молимся и просим Б-га, чтобы Он защитил нас и хранил "как зеницу ока", и благословил, и очистил нас. Молитва заканчивается дополнительной строфой "Благословенно имя Его славного царствия во веки веков".
После этого читают псалом 51, в котором царь Давид выражает в очень трогательных словах чувства раскаивающейся и полной угрызения совести души.
"Помилуй меня, Б-же, по великой милости Твоей; по множеству щедрот Твоих сотри беззаконности мои... Сердце чистое сотвори во мне, Б-же, и дух праведный обнови внутри меня... Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. О Б-же! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою...[18]".
Этот псалом, который также носит характер Тахануна, читают только в те дни, когда читают Таханун.
Затем следует псалом 121:
"Поднимаю глаза к горам: откуда придет помощь мне? Помощь мне от Превечного, сотворившего небо и землю... Ведь не дремлет, не спит страж Израилев... Превечный будет охранять выход и вход твой отныне и вовек[19]".
После этого следует ряд избранных стихов из Библии, и наконец читают молитву Аммаппил[20]:
"Благословен Ты... налагающий на глаза мои узы сна, на веки мои дремоту... Да будет воля Твоя, Превечный, Б-г мой и Б-же отцов моих, уложить меня в мире и поднять меня для жизни хорошей и мира. Да не беспокоят меня предчувствия, дурные сны и дурные мысли и чтобы ложе мое не было осквернено пред Тобою...".
Аммаппил излагает в нескольких хорошо подобранных прекрасных словах смысл молитвы на сон грядущий. Она начинается благословением Б-га за великий дар — сон. Наши мудрецы говорят, что ночной сон является одним из ценнейших актов милосердия Б-га, проявленных Им к человеку с самого того дня, когда Он впервые сотворил человеческое существо. Рабби Шим'он-бен-Элазар, например, говорит, что слова "И вот, весьма хорошо[21]" имеют в виду сон, являющийся очень хорошим творением Б-жьим[22]. Сон позволяет нам дать отдых телу и душе после утомительного дня, так что мы встаем утром освеженными и полностью отдохнувшими, и мы можем начать новый день с новой энергией и силой. А это зависит от того, был ли наш сон крепким и спокойным. Вот почему мы продолжаем молиться о спокойной ночи.
Молитва заканчивается бераха:
"Благословен Ты, Превечный, озаряющий весь мир честью Своею".
ПРИЛОЖЕНИЯ
[1] Ваикра, 19:17.
[2] Тоже, 19:18.
[3] Тоже, 19:18.
[4] См. выше стр. 279.
[5] См. выше стр. стр. 158 и след.
[6] Берахот, 4б.
[7] Теилим, 149:5 и 6.
[8] Берахот, 5а.
[9] Шир Аширим, 3:7 и 8.
[10] Йаел Op, стр. 584.
[11] Шевуот, 15б.
[12] Теилим, 91:2.
[13] Теилим, 91:4 и 5.
[14] См. выше, стр. 296 и след.
[15] Бамидбар Раба, 12:3.
[16] См. выше, стр. 193 и след.
[17] См. также выше, стр. 96 и след.
[18] Теилим, 51:3, 12, 15 и 17.
[19] Теилим, 121:1, 2, 4 и 8.
[20] Берахот, 60б.
[21] Берешит, 1:31.
[22] Берейшит Рабба, 9:8.