Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тойрас Шмуэль - сейфер гасихойс

стр. 151

Однажды Ребе Могараш поехал в Париж, и взял с собой габоим, р. Левика и р. Пинхас Лейба. Также хасид р. М. Монесзон и р. Йешайа Берлин присоединились к этой поездке. Когда они приехали в Париж, спросил р. Йешая Берлин Ребе Могараша: «куда ехать»? И ответил ему — «В гостиницу Александр» — это была одна из самых больших гостиниц, в которой располагались цари и царские дети и т.д., и Ребе Могараш закончил — ты же не говоришь по-французски, и поэтому я буду говорить с ними. Когда приехали в гостиницу, Ребе Могараш попросил дать ему хорошие номера. И ответили ему, что есть свободные номера, и это стоит 200 франков в день. Ребе Могараш спросил, есть ли лучшие номера на том же этаже, где находятся игральные залы, и ему ответили, что есть свободные комнаты также на этом этаже, но это стоит очень дорого. Ребе Могараш сказал, чтобы ему дали трехкомнатный блок, одна комната — для него, одна — для р. Левика, и комната — для р. Пинхаса Лейба. Р. Пинхас Лейб хотел сварить там хамица халавит, и она пролилась на ковер, и нужно было заплатить 200 франков. Р. Йешая Берлин и р. Моне Монесзон разместились в другой гостинице поблизости, поскольку не хотели платить так дорого.

Через несколько часов Ребе Могараш пошел в один из игральных залов, где играли в карты, подошел и сел рядом с одним молодым человеком, который играл в карты и время от времени пил вино из своего кубка. Ребе Могараш положил свою руку на плечо молодого человека и сказал ему: «молодой человек, йаин несех запрещено пить. Потом сказал еще раз: йаин несех[1] отупляет мозг и сердце, будь евреем». И закончил: «спокойной ночи». И вернулся в свой номер. Ребе Могараш был тогда очень взволнован.

Хасид р. Йешайя Берлин рассказывает: «я никогда не видел своего дядю — Ребе Могараша, таким взволнованным». В той гостинице было принято, что если хотели подняться или опуститься с этажа на этаж — лифтов еще не существовало — на каждом этаже стояли специальные кресла, чтобы переносить сидящих в них снизу вверх или сверху вниз. От сильного волнения, Ребе Могараш по дороге в свой номер сел на одно из таких кресел, и сразу подошли служащие гостиницы, и подняли кресло, чтобы понести, куда он скажет им, и Ребе Рашаб вспомнил, что он живет на том же этаже, и сказал им «пардон», «извините, я ошибся», и пошел в свою комнату.

Через несколько часов пришел этот молодой человек и спросил, где человек, который разговаривал с ним, и ему показали на комнату Ребе Могараша. Он вошел в комнату и оставался там длительное время. На следующий день Ребе Могараш оставил это место.

Через некоторое время Ребе Могараш сказал, что уже несколько поколений не было столь чистой души, но она находилась в глубине клипойс[2], пока этот молодой человек не вернулся в тшуво[3]. Тот молодой человек — глава известной во Франции семьи Клейн.

стр. 155

Ребе Могараш сказал однажды Ребе Рашабу:

Сегодня у меня были двое гостей, от одного я получил удовольствие, а от второго — глубокое огорчение.

Тогда пришел в Любавич р. Эли из ишува Абеле, который рядом с Любавич. Это был период, когда рабеим хотели делать из ишувов города, ибо вышло распоряжение правительства, чтобы евреи не жили в деревнях, и просили и сделали из ишува Абеле — город. И также тогда пришел в Любавич хасидский раввин р. Элиезер из Полоцка, автор книги «Мишнас Элиезер». Это были двое гостей, о которых упомянул Ребе Могараш.

Когда р. Эли Абелер зашел на йехидус к Ребе Могарашу, спросил у него «что слышно у тебя»? — он был баал эйсек[4] и простой человек, и ответил — барух Гашем[5], но, Ребе, у меня есть глубокое огорчение от Йосефа, который находится в нашем ишуве, нет у него успеха — не про нас будь сказано — ни в чем, мы собрали деньги и купили ему лошадь и телегу, чтобы он мог ехать в город с каким то товаром, — и постоянно есть у него проблемы, оси ломаются, лошадь сломала ногу, и после этого крадут лошадь, все несчастья происходят у него. Ребе! продолжил р. Эли — Чем я могу ему помочь? Вздохнул и заплакал, говоря: Ребе, благословите его.

Ребе Рашаб выслушал и ответил ему: да, ты можешь сильно помочь ему. Когда один еврей огорчается горю своего товарища, и просит за него, он снимает тем самым с него все обвинения, и ломает все тяжелые суды.

После этого Ребе Могараш вынул из своего кармана монету, дал ее р. Эли и сказал ему: я хочу быть твоим компаньоном, пусть поможет тебе Вс-вышний, чтобы ты мог помочь еврею, и чтобы у тебя был в этом успех.

Р. Эли задрожал, и сказал: Ребе! Со мной Вы хотите быть компаньоном? Знаете ли Вы, кто я? Я же грубая материя, о которой говорится в Тании, что его исправление только посредством швиро[6].

Сейчас не время рассказывать, что ответил ему Ребе Могараш, но от него Ребе получил радость.

Когда зашел рав Элиэзер на йехидус, и Ребе Могараш спросил у него «что слышно», ответил, что у него есть борух Гашем, урок для углубленного изучения с молодыми людьми, и они учатся хорошо, и в субботу они продолжают молиться после миньяна, они учат хсидус и т.д. Спрашивает его Ребе Могараш: «И что у них с мидойс[7]?». Ответил р. Элиезер — как у богатых молодых людей. Сказал ему Ребе: вина лежит на воспитателе, не на них. Основа всего в воспитании и hадрохо[8] — это добрые моральные качества, и не изучать книгу, а учить самого себя.

Когда ты вернешься домой, сделай кассу ГМаХ[9], и пусть каждый из молодых людей отдаст в эту кассу половину своей недуньо.

— Я не смогу добиться этого у них — говорит р. Элиезер.

Ответил ему Ребе Могараш: когда я говорю — то можно этого добиться. Скажи молодым людям, что когда они дают, они дают не свое, и если не дадут — у них не будет этих денег.

И Ребе Могараш закончил: когда ты придешь сюда в следующий раз, принеси мне более добрые известия.

Когда Ребе Могараш закончил рассказывать это Ребе Рашабу, он сказал: если бы я хотел послушаться своей Б-жественной души, я бы расцеловал р. Эли Абелер.

стр 157

Ребе Рашаб однажды зашел накануне Швуэс на йехидус[10] к Ребе Могарашу, и спросил: какова работа подготовки ночи перед Швуэс?

Ответил ему Ребе Могараш:

Во время Дарования Торы были даны три вещи: открытая Тора, тайны Торы и сила на работу. Открытая Тора есть у каждого, тайны Торы также знали многие, но силу на работу дают только тому, кто хочет этого. Что значит хотеть? — Гаагуим ацмиим. Ребе — Алтер Ребе — говорит: Сказано – «не передают тайны Торы, но только тому, у кого сердце дойег бекирбой[11]«, не сказано «не раскрывают», но — «не передают». «мойсрин[12]» означают от ацмус[13] Эйн Соф[14] к Ацмус души. И это есть розин дэрозин[15], и когда слышат Тору от праведника в высшем Ган Эйден, может быть знание розин дэрозин.

Ребе Рашаб сказал тогда Ребе Могарашу: «отец, благослови меня».

И Ребе Могараш благословил его силой его отца — Цемах Цедека — силой деда — Алтер Ребе, силой Баал Шем Това, силой сущности души.

Когда Ребе Рашаб рассказывал об этом, завершил:

В ту ночь Швуэс я уже не ложился спать.


[1] букв. «вино для возлияния». Некошерное (нееврейское) вино

[2] Клипойс — Букв. «Оболочки». Противоположность Святости

[3] Тшуво — Раскаяние; возвращение

[4] бизнесмен

[5] Благословен Вс-вышний

[6] Разбиение

[7] Мидойс — Букв. «меры». Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот

[8] Воспитание, обучение, наставление, руководство. Букв. «направление по пути»

[9] Беспроцентная ссуда

[10] Аудиенция (у Ребе)

[11] (сердце его) беспокоится внутри него

[12] передают

[13] Сущность

[14] Бесконечный

[15] Тайны тайн