стр. 151
Однажды Ребе Могараш поехал в Париж, и взял с собой габоим, р. Левика и р. Пинхас Лейба. Также хасид р. М. Монесзон и р. Йешайа Берлин присоединились к этой поездке. Когда они приехали в Париж, спросил р. Йешая Берлин Ребе Могараша: "куда ехать"? И ответил ему - "В гостиницу Александр" - это была одна из самых больших гостиниц, в которой располагались цари и царские дети и т.д., и Ребе Могараш закончил - ты же не говоришь по-французски, и поэтому я буду говорить с ними. Когда приехали в гостиницу, Ребе Могараш попросил дать ему хорошие номера. И ответили ему, что есть свободные номера, и это стоит 200 франков в день. Ребе Могараш спросил, есть ли лучшие номера на том же этаже, где находятся игральные залы, и ему ответили, что есть свободные комнаты также на этом этаже, но это стоит очень дорого. Ребе Могараш сказал, чтобы ему дали трехкомнатный блок, одна комната - для него, одна - для р. Левика, и комната - для р. Пинхаса Лейба. Р. Пинхас Лейб хотел сварить там хамица халавит, и она пролилась на ковер, и нужно было заплатить 200 франков. Р. Йешая Берлин и р. Моне Монесзон разместились в другой гостинице поблизости, поскольку не хотели платить так дорого.
Через несколько часов Ребе Могараш пошел в один из игральных залов, где играли в карты, подошел и сел рядом с одним молодым человеком, который играл в карты и время от времени пил вино из своего кубка. Ребе Могараш положил свою руку на плечо молодого человека и сказал ему: "молодой человек, йаин несех запрещено пить. Потом сказал еще раз: йаин несех[1] отупляет мозг и сердце, будь евреем". И закончил: "спокойной ночи". И вернулся в свой номер. Ребе Могараш был тогда очень взволнован.
Хасид р. Йешайя Берлин рассказывает: "я никогда не видел своего дядю - Ребе Могараша, таким взволнованным". В той гостинице было принято, что если хотели подняться или опуститься с этажа на этаж - лифтов еще не существовало - на каждом этаже стояли специальные кресла, чтобы переносить сидящих в них снизу вверх или сверху вниз. От сильного волнения, Ребе Могараш по дороге в свой номер сел на одно из таких кресел, и сразу подошли служащие гостиницы, и подняли кресло, чтобы понести, куда он скажет им, и Ребе Рашаб вспомнил, что он живет на том же этаже, и сказал им "пардон", "извините, я ошибся", и пошел в свою комнату.
Через несколько часов пришел этот молодой человек и спросил, где человек, который разговаривал с ним, и ему показали на комнату Ребе Могараша. Он вошел в комнату и оставался там длительное время. На следующий день Ребе Могараш оставил это место.
Через некоторое время Ребе Могараш сказал, что уже несколько поколений не было столь чистой души, но она находилась в глубине клипойс[2], пока этот молодой человек не вернулся в тшуво[3]. Тот молодой человек - глава известной во Франции семьи Клейн.
стр. 155
Ребе Могараш сказал однажды Ребе Рашабу:
Сегодня у меня были двое гостей, от одного я получил удовольствие, а от второго - глубокое огорчение.
Тогда пришел в Любавич р. Эли из ишува Абеле, который рядом с Любавич. Это был период, когда рабеим хотели делать из ишувов города, ибо вышло распоряжение правительства, чтобы евреи не жили в деревнях, и просили и сделали из ишува Абеле - город. И также тогда пришел в Любавич хасидский раввин р. Элиезер из Полоцка, автор книги "Мишнас Элиезер". Это были двое гостей, о которых упомянул Ребе Могараш.
Когда р. Эли Абелер зашел на йехидус к Ребе Могарашу, спросил у него "что слышно у тебя"? - он был баал эйсек[4] и простой человек, и ответил - барух Гашем[5], но, Ребе, у меня есть глубокое огорчение от Йосефа, который находится в нашем ишуве, нет у него успеха - не про нас будь сказано - ни в чем, мы собрали деньги и купили ему лошадь и телегу, чтобы он мог ехать в город с каким то товаром, - и постоянно есть у него проблемы, оси ломаются, лошадь сломала ногу, и после этого крадут лошадь, все несчастья происходят у него. Ребе! продолжил р. Эли - Чем я могу ему помочь? Вздохнул и заплакал, говоря: Ребе, благословите его.
Ребе Рашаб выслушал и ответил ему: да, ты можешь сильно помочь ему. Когда один еврей огорчается горю своего товарища, и просит за него, он снимает тем самым с него все обвинения, и ломает все тяжелые суды.
После этого Ребе Могараш вынул из своего кармана монету, дал ее р. Эли и сказал ему: я хочу быть твоим компаньоном, пусть поможет тебе Вс-вышний, чтобы ты мог помочь еврею, и чтобы у тебя был в этом успех.
Р. Эли задрожал, и сказал: Ребе! Со мной Вы хотите быть компаньоном? Знаете ли Вы, кто я? Я же грубая материя, о которой говорится в Тании, что его исправление только посредством швиро[6].
Сейчас не время рассказывать, что ответил ему Ребе Могараш, но от него Ребе получил радость.
Когда зашел рав Элиэзер на йехидус, и Ребе Могараш спросил у него "что слышно", ответил, что у него есть борух Гашем, урок для углубленного изучения с молодыми людьми, и они учатся хорошо, и в субботу они продолжают молиться после миньяна, они учат хсидус и т.д. Спрашивает его Ребе Могараш: "И что у них с мидойс[7]?". Ответил р. Элиезер - как у богатых молодых людей. Сказал ему Ребе: вина лежит на воспитателе, не на них. Основа всего в воспитании и hадрохо[8] - это добрые моральные качества, и не изучать книгу, а учить самого себя.
Когда ты вернешься домой, сделай кассу ГМаХ[9], и пусть каждый из молодых людей отдаст в эту кассу половину своей недуньо.
- Я не смогу добиться этого у них - говорит р. Элиезер.
Ответил ему Ребе Могараш: когда я говорю - то можно этого добиться. Скажи молодым людям, что когда они дают, они дают не свое, и если не дадут - у них не будет этих денег.
И Ребе Могараш закончил: когда ты придешь сюда в следующий раз, принеси мне более добрые известия.
Когда Ребе Могараш закончил рассказывать это Ребе Рашабу, он сказал: если бы я хотел послушаться своей Б-жественной души, я бы расцеловал р. Эли Абелер.
стр 157
Ребе Рашаб однажды зашел накануне Швуэс на йехидус[10] к Ребе Могарашу, и спросил: какова работа подготовки ночи перед Швуэс?
Ответил ему Ребе Могараш:
Во время Дарования Торы были даны три вещи: открытая Тора, тайны Торы и сила на работу. Открытая Тора есть у каждого, тайны Торы также знали многие, но силу на работу дают только тому, кто хочет этого. Что значит хотеть? - Гаагуим ацмиим. Ребе - Алтер Ребе - говорит: Сказано – "не передают тайны Торы, но только тому, у кого сердце дойег бекирбой[11]", не сказано "не раскрывают", но - "не передают". "мойсрин[12]" означают от ацмус[13] Эйн Соф[14] к Ацмус души. И это есть розин дэрозин[15], и когда слышат Тору от праведника в высшем Ган Эйден, может быть знание розин дэрозин.
Ребе Рашаб сказал тогда Ребе Могарашу: "отец, благослови меня".
И Ребе Могараш благословил его силой его отца - Цемах Цедека - силой деда - Алтер Ребе, силой Баал Шем Това, силой сущности души.
Когда Ребе Рашаб рассказывал об этом, завершил:
В ту ночь Швуэс я уже не ложился спать.
[1] букв. "вино для возлияния". Некошерное (нееврейское) вино
[4] бизнесмен
[5] Благословен Вс-вышний
[6] Разбиение
[8] Воспитание, обучение, наставление, руководство. Букв. "направление по пути"
[9] Беспроцентная ссуда
[10] Аудиенция (у Ребе)
[11] (сердце его) беспокоится внутри него
[12] передают
[13] Сущность
[14] Бесконечный
[15] Тайны тайн