74
"Слова уст его – грех и обман, прекратил он постигать, чтобы исправить путь свой"
Ибо есть два вида людей – один – законченный грешник, который знает творца своего и сознательно восстает против него, и второй – которому дурное начало закрыло [другая версия – ослепило] глаза его, и ему кажется, что он – совершенный праведник, и также в глазах людей кажется, что он – совершенный праведник. И в действительности, даже если он постоянно учит Тору, и молится, и истязает себя – впустую труд его, ибо нет в нем прилепленности к Творцу и полной веры, как это подобает, чтобы быть постоянно прилепленным к Творцу, и он не знает, в чем состоит основа служения, как нужно учиться, и молиться, и исполнять заповедь во имя нее.
И различие между ними – в том, что законченный грешник – возможно, будет ему излечение болезни его, когда прийдет к нему мысль о раскаянии, и он вернется к Вс-вышнему всем сердцем своим, и будет просить у Вс-вышнего, чтобы Он указал ему путь, на котором он увидит свет, но второй – нет ему никакого исправления, ибо закрыты глаза его от того, чтобы видеть Творца, и величие Его, и служение Ему, и он праведник в собственных глазах, и как же он сможет сделать тшуву?
И по этой причине, когда дурное начало соблазняет человека совершить грех, по большей части оно показывает ему, как будто бы он исполнил заповедь, для того, чтобы он никогда не раскаялся.
И на это намекает Писание – "слова уст его – грех и обман", что дурное начало показывает [другая версия – обманывает. Другая версия – соблазняет] человека совершить грех, и кажется ему, что он исполняет заповедь, и поэтому "прекратил постигать, как исправить путь свой", что прекратит он делать тшуву вовеки.
И более того – "грех мыслит на ложе своем" – т.е., также в этмо обманывает его, когда он болеет, он молится к Вс-вышнему, чтобы излечил его от болезни его в заслугу Торы и заповедей, которые он исполнил, и он не знает, что в действительности он напоминает собственные грехи, ибо все это – соблазн дурного начала.