Ки тейцей 14 элула 5745

Ки сейцей ламилхомо ал ойвехо унесоной Гашем Элойкехо бейодехо вешовисо шивйой[1]. И известны диюким[2] наших учителей и руководителей в этом, что означает "ал ойвехо[3]" именно. Ибо, на первый взгляд, было бы более подходящим язык им ойвехо[4] или беойвехо[5], и что означает ал ойвехо. Также уточняют в том, что Писание повторяет и говорит вешовисо шивйой[6], и смысл этого, что то, что он берет от врага (вешовисо[7]) это аспект шви[8] перед этим, т.е., что находился в плену у врага. И нужно понять, ведь на первый взгляд не таков путь войн, ибо как правило, то, что захватывают у врага (вешовисо) это то, что принадлежало врагу (и не обязательно то, что было в плену у врага), и почему уточняет и говорит вешовисо шивйой. Также необходимо понять содержание этой идеи в последовательности псуким, вегилхо эс ройшо веоссо эс ципорнеhо[9]увохсо эс овиhо веэс имо йерах йомим[10]… И идея объяснения в этом, что идея ки сейцей ламилхомо… это (также) указание для каждого и каждого из Израиля, и во все времена, ибо вся Тора (идея которой – это hойроо[11], Тора от языка hойроо) она – наследие общества Яакова, ибо она дана в наследство каждому и каждому из Израиля, и поскольку Тора – это Тора жизни (указание в жизненном пути), то понятно, что все аспекты в этом, включая также аспект ки сейцей ламилхомо… это указание в жизни для каждого и каждого из Израиля.

И объяснение этой идеи, ки сейцей ламилхомо в отношении каждого и каждого из Израиля, содержание этой войны в служении человека, это то, что человек должен завоевать аспекты этого мира и сделать их сосудами для Б-жественности. И это означает ки сейцей ламилхомо ал ойвехо и т.д., что когда человек идет, чтобы захватить мир и сделать его сосудом для Б-жественности, он должен знать, что он находится в положении ал ойвехо, выше, чем враг твой. Ибо поскольку то, что он идет на эту войну – это в соответствии с приказанием Торы (ки сейцей…), т.е., силой Торы, поэтому это не есть две равные стороны, которые воюют друг с другом, но он находится изначально выше врага, и хотя объясняет Раши, что Писание говорит о милхемес ршус[12], и следует сказать, что смысл этого в служении человека, что это указывает на захват аспектов ршус[13] в мире, чтобы сделать их сосудами для Б-жественности посредством служения таким образом, чтобы кол маасехо[14] (аспекты ршус) были лешейм шомаим[15], и бехол дрохехо[16] (аспекты ршус) доеhу[17], тем не менее, также в этой войне человек находится ал ойвехо, выше врага, с которым он воюет. Ибо поскольку также его служение в аспектах ршус – это по Торе, и как уточняет (Раши) акосув медабер[18], что также война ршус, работа очищения аспектов ршус, также о ней говорит Писание, и поэтому, также эта война – она ал ойвехо, выше врага. И посредством того, что выход на войну происходит таким образом (что человек знает, что он ал ойвехо), то также победа, которая посредством этого, она особым образом, победа с успехом.

И Писание продолжает, унесоной Гашем Элойкехо бейодехо[19]. Ибо известно, что победа в войне возможно, чтобы это было несколькими способами. Есть победа, приходящая посредством работы, связанной с тяжелым изнурительным трудом, т.е., что посредством изнурительного труда, авойдас порех[20], приходит победа. И есть победа, приходящая без труда, таким образом, что кол млахтехо асуйо[21]. И т.е., что хотя он находится в состоянии войны, тем не менее, победа приходит способом мира и устранения противника в полном совершенстве. И как известно в идее подо бешолом нафши микров ли[22], что хотя было состояние битвы и войны (микров ли) тем не менее, искупление и победа из этой битвы – оно с миром, т.е., также шолом от языка шлеймус[23]. Что это есть аспект победы без напряженного труда, но таким образом, что "кол млахтехо асуйо". И это то, что сказано "унесоной Гашем Элойкехо бейодехо", что посредством того, что выход на войну он как нужно, что он выходит ал ойвехо, тогда победа приходит Свыше (без труда), и победа приходит как подарок (унесоной), ибо кол ганойсейн – беайин йофо hу нойсейн[24], т.е., победа беаин йофо и в полном совершенстве.

Однако, хотя совершенство победы приходит посредством притяжения и подарка Свыше, тем не менее, намерение в том, чтобы было очищение аспектов этого мира, таким образом, чтобы была победа Израиля как в войне по простому смыслу, когда победитель захватывает имущество побежденного, вплоть до того, что они в его владении и приобретены им. И для того, чтобы аспекты этого мира были полностью во владении Израиля, который побеждает их, очищает их и захватывает их, недостаточно дарования силы Свыше на это, но необходимо, чтобы человек работал также снизу своими силами, что тогда они захватываются под его владение совершенно. И как в приобретениях войны по Галахе – хазака или кибуш[25] и т.п. И это, что сказано унесоной Гавайе Элойкехо бейодехо, вешовисо шивьой, что кроме победы в войне, приходящей посредством дарования силы Свыше, должна быть также работа снизу, вешовисо шивйой.

И уточняет в Писании – вешовисо шивйой (шивйой именно). Ибо эта идея (захват и очищение аспектов этого мира посредством работы человека быть сосудами для Б-жественности) возможно объяснить его двумя способами. Первое – что место материальных вещей – это внизу, но человек посредством своего служения очищает и поднимает их, т.е., что выводит их из их места, и поднимает их выше их места, чтобы они были сосудами для Б-жественности. Второе – что истинное место и корень материальных вещей – это Свыше, но после этого они были захвачены в плен и опустились вниз, и человек посредством своего служения очистить их и т.д., поднимает их из плена и возвращает их в их первоначальное место. И хотя также по первому способу (что первоначальное место материальных вещей это внизу, и человек поднимает их из их места) его служение – это возвышенное служение, тем не менее, второй способ (что служение человека возвращает материальные вещи к их первоначальному истинному месту) добавляет еще больше хайус[26] и зируз[27] в служении человека, ибо есть в этом также аспект выкупа пленных, что это великая заповедь. И как объясняется в Тании, что нет большей радости, как исход из изгнания и плена, как пример царского сына, который был в плену, и крутил жернова мельницы в тюрьме, и выходит на свободу и возвращается в дом своего отца – царя – нет радости больше этой. И это то, что сказано в Писании "вешовисо шивьой", что это означает, что то, что было взято в плен, находилось изначально в плену у врага (как объяснялось выше), что для того, чтобы добавить энергичности и расторопности в служении человека, объясняет Писание, что идея этого служения – вывести материальные вещи из плена и вернуть их в их истинное место, т.е., великая заповедь выкупа пленных.

Вегилхо эс ройшо веоссо эс ципорнеhо. И вот, объясняется в этом в Ликутей Тойро, что волосы головы – это мойсрей мойхин[28], которые упали в дела этого мира, и ципорнаим[29] – это мойсрей мидойс[30], которые упали и т.д., и человек должен удалить эти мойсройс. И идея этого, что служение человека подразделяется на два аспекта, служение мозга и служение сердца. И хотя тлас шлитин инун – мойхо либо кавдо[31], это потому, что всякое служение (как служение мозга, так и служение сердца) должна быть связано с тем, чтобы прийти в практическое действие, ибо действие - это основное. И аспект действия имеет отношение к крови, которая в печени [и служение должно быть способом меле"х (первые буквы слов мойах лейв ковейд), т.е., что есть у него власть и управление над этими тремя аспектами. Ибо, поскольку его служение – по Торе, то посредством того, что он занимается Торой таким образом, что Тора – его она, он становится властелином и хозяином над всей реальностью]. И поскольку начало и основа служения – это в мозгу и сердце (и посредством этого притягивается после этого в действие), поэтому говорит – вегилхо эс ройшо веоссо эс ципорнеhо, ибо для того, чтобы была победа в войне полностью, должно быть вегилхо эс ройшо, удалить излишние мойхин, веоссо эс ципорнеhо – удалить излишние мидойс и т.д. И это есть также идея веоссо язык тикун - исправления, т.е., исправление ципорнаим, увохсо эс овиhо веэс имо йерах йомим веахар кейн товой эйлеhо увеалто веhойсо лехо леишо[32]. И вот, известно объяснение в этом в писаниях Аризаля, что йерах йомим указывает на месяц элул. И идея этого, ибо все вышесказанное говорит о служении человека в течение всего года, что на это достаточно идеи ки сейцей ламилхомо… веоссо эс ципорнеhо. Но в месяц элул – месяц (само)отчета[33] за служение всего года, и месяц подготовки к следующему году, должно быть добавление в служении, и это есть идея увохсо эс овиhо веэс имо. И посредством этого приходят после этого к аспекту веахар кейн товой эйлеhо увеалто, т.е., что достигается посредством этого йихуд[34] Кнесес Исроэл и Вс-вышнего в полном совершенстве, что Исроэл Ойрайсо ве-Кудшо брих hу куло хад[35]. И вплоть до полного совершенства в этом, которое будет достигнуто в будущем, когда меhейро йишома беорей Йегудо увехуцойс йерушолаим, койл сосойн векойл симхо, койл хосон векойл кало[36].

И вот, сказано "гам эс hоойлом носан бе-либом[37]", т.е., что общность вещей, которые есть в мире, есть также в сердце каждого и каждого. И из этого понятно также в этом вопросе, что подобно тому, как есть аспект ки сейцей ламилхомо ал ойвехо в идее захвата и очищения всего мира, чтобы сделать его сосудом для Б-жественности, подобно этому есть этот аспект в самом человеке. И идея этого (как объясняется в Ликутей Тойро) что у каждого и каждого из Израиля есть две души, Б-жественная душа и животная душа. И идея Ки сейцей ламилхомо – это то, что человек должен усилить душу со стороны Святости, и очистить свое тело и животную душу. И хотя приводится в Зогар (и говорят в маане лошон) гуфо дилhойн кадишо[38]. И также животная душа – это еврейская животная душа, [ибо кроме того, что нефеш дилhойн кадишо[39], что это указывает на нефеш (самую нижнюю ступень) в душе (ибо аспект нешомо шебенешомо[40] – это койдеш кодошим[41])]. Тем не менее, тело и животная душа скрывают и утаивают и т.д., и еще – что животная душа приходит раньше [и следует сказать, что это есть объяснение языка Тании "и вторая душа в Израиле – это часть Вс-вышнего Свыше действительно", т.е., что Б-жественная душа – это вторая душа, а первая душа – это животная душа, которая приходит раньше], и поэтому должна быть война и битва Б-жественной души с животной душой. И время этой войны – это время молитвы, как сказано, шеас цлосо шеас крово[42], и сказано "ашер локахти мийад hоэмойри бехарби увекашти[43]", и переводит Онкелос – бицлойси увебоуси[44], что посредством служения молитвы человек очищает животную душу. И поэтому работа молитвы должна быть каждый и каждый день, ибо поскольку каждый день человек становится новым творением, и также его животная душа – это новая душа, и должно быть ее очищение заново. И это есть идея ки сейцей ламилхомо ал ойвехо в служении человека.

Однако объяснялось выше, что это – милхемес ршус, ибо Писание говорит о милхемес ршус, и из этого понятно, что также в служении человека это указывает в частности на аспект милхемес ршус в нем. И следует сказать, что это есть аспект кадейш ацмехо бемутор лехо[45], т.е., что он освящает себя также в аспектах ршус (в разрешенном тебе). И объяснение достоинства в таком служении (кадейш ацмехо бемутор лехо) будет понятно в соответствии с тем, что объясняется в нескольких местах (и подробно – в одном из hемшехов Адмура Могараша), в преимуществе заповедей дэрабонон (аспект кадейш ацмехо бемутор лехо) над заповедями дэОйрайсо.


[1] "Когда выступишь на войну на врага твоего, и отдаст его Вс-вышний, Б-г твой, в руку твою, и ты пленишь его пленника;" (Ки сейцей 21, 10)

[2] Мн. число от диюк - букв. "уточнение".

[3] На врага твоего

[4] С врагом твоим

[5] Против врага твоего

[6] И ты пленишь его пленника

[7] И ты пленишь

[8] плен

[9] "И пусть обреет она свою голову и отпустит ногти свои" (Ки сейцей 21, 12)

[10] "И оплакивает своего отца и свою мать в продолжение месяца" (Ки сейцей 21, 13)

[11] практическое руководство

[12] разрешенная (т.е., не обязательная) война

[13] Разрешенное (т.е., не запрещенное, и не заповедь)

[14] все дела твои

[15] во имя Небес

[16] во всех путях твоих

[17] познай Его

[18] "Говорит Писание"

[19] "И отдаст его Вс-вышний, Б-г твой, в руку твою" (Ки сейцей 21, 10)

[20] изнурительный труд

[21] вся твоя работа завершена

[22] "Избавил Он в мире душу мою от нападения на меня" (Тегилим 55, 19)

[23] совершенство

[24] Каждый дающий (подарок)- с избытком дает он

[25] захват

[26] Жизненность

[27] расторопность

[28] букв. "излишки мозгов"

[29] Ногти

[30] букв. "излишки мидойс" - избыточные эмоции

[31] три властелина есть (в человеке) - мозг, сердце, печень

[32] "А после того можешь войти к ней и совокупиться с нею, и будет она тебе женой" (Ки сейцей 21, 13)

[33] В оригинале – хешбон – счет, хешбон нефеш – "счет души"

[34] Йихуд - Единство; единение. см. также йихудим

[35] Израиль, Тора и Вс-вышний - единое целое

[36] "В скором времени слышен будет в городах Иудеи и в окрестностях Иерусалима голос радости и голос веселья: ликование жениха и ликование невесты" (Йирмийа 33, 11)

[37] "даже вечность (мир) вложил в их сердца" (Когелет 3, 11)

[38] тело их свято

[39] душа их свята

[40] душа души

[41] Святая Святых

[42] время молитвы - время битвы

[43] "что взял я из рук эмори, моим мечом и луком моим" (Вайехи 48, 22)

[44] моей молитвой и моей просьбой

[45] Кадейш ацмехо бемутор лехо - Освящай себя в разрешенном тебе

Запись опубликована в рубрике: .