בס"ד
פרקי אבות פרק ג'
ליקוטי שיחות כרך ד' ע' 1207
Пиркей Авот гл. 3
Ликутей Сихот т. 4 стр. 1207
1
В третьей главе Пиркей Авот сказано: "знай… и перед кем ты будешь держать ответ" ("дин вехешбон" – букв. "суд и счет").
Нужно понять, почему сказано именно в таком порядке: "суд и счет" – ведь, по идее, сначала происходит "счет", и только потом "суд"; после того, как производят "счет", тогда, в соответствии результатами этого счета, можно вынести приговор суда. Почему же в Мишне говорится наоборот: "суд" и потом "счет".
Это станет понятно в свете комментария Баал Шем Това[1] на Мишну[2] "и наказывают человека с его ведома и без его ведома", что Свыше наказывают человека только "с его ведома", когда он сам выносит себе этот приговор; но человек выносит этот приговор "без его ведома": Вс-вышний посылает к нему другого человека, совершившего подобный грех. Высказывая свое мнение, какое наказание полагается другому за его грех, он тем самым выносит приговор себе самому, и тогда он получает такое же наказание. И это означает "с его ведома и без его ведома", "с его ведома" – его собственное решение, но это приходит "без его ведома", он не знал, что тем самым он выносит приговор также себе самому.
Теперь становится понятен смысл фразы "суд и счет", сначала суд, и потом – счет: сначала приходит "суд", приговор, который он выносит за подобное действие, и после этого делают счет, что он совершил такое же действие, само собой, ему полагается такой же приговор суда.
2
На первый взгляд непонятно, почему Высший суд нуждается в приговоре человека, а сам не выносят приговор?
Причина этого: каждый еврей – это "часть Вс-вышнего Свыше действительно[3]", и в каждой части Сущности есть вся сущность, как сказал Баал Шем Тов[4]: "когда ты схватываешь часть Сущности – ты схватываешь ее целиком", т.е., что "эцем" -"сущность" – в каждой своей части находится целиком. И само собой, никто, даже самые высшие ангелы, не могут иметь хоть какой-то власти над евреями. Все время, пока он сам не выносит себе приговор, никто не может вынести ему приговор, поскольку никто не имеет над ним никакой власти. Наоборот, еврей по сути своей властвует и повелевает всеми аспектами Творения – высшими и нижними, и поэтому он называется именем "Исраэль" – "Ибо боролся ты с ангелами и с людьми, и победил[5]", ибо еврей – хозяин и властвует над ангелами ("мал'ахим") и "людьми".
3
В словах Мишны "и наказывают… с его согласия и без его согласия", что даже высший Суд не имеет никакой власти над евреями речь идет о еврее, который согрешил. Тем не менее, также он называется "Исраэль" (как говорят мудрецы Талмуда[6]: "несмотря на то, что согрешил – Исраэль он"): "ki sarita", также он властвует над всеми, и никто не имеет над ним никакой власти.
Более того: о чем говорит Мишна, что Высший Суд не имеет над ним никакой власти? – о власти, чтобы наказать его за его грех. Даже в этом никто не имеет над ним никакой власти: еврей не только (несмотря на то, что согрешил) - в общем остается – "Исраэль", "ki sarita", но даже в отношении своего греха он остается "Исраэль".
Почему это так? Это имя – Израиль, которое есть у евреев - не обозначает качество, приобретенное вследствие некой привходящей, внешней причины. Это их сущностное имя. Коhен, Леви, цадик[7], бейнони[8] и т.д. – это наименования, характеризующие различные градации. Не у всех евреев они одинаковы, не каждый – цадик, и не каждый – коhен; эти характеристики также не сущностны, они могут измениться[9]: когда праведник ведет себя не так, как нужно – он перестает быть цадиком. То же самое – когда коhен оскверняет свое священничество – он перестает быть священником. Но имя Исраэль, которое есть у евреев – характеризует их сущностное качество, оно есть у каждого еврея, как объяснялось выше, и это указывает на такой аспект у евреев, который не способен измениться, как сказали мудрецы Талмуда: "так или иначе – это Мои дети, и заменить их на другой народ (хас ве-шолом) Я не могу[10]".
И это сущностное имя Израиль, так же, как оно находится у каждого еврея, в каком бы положении он ни находился, точно также оно присутствует во всех аспектах и делах еврея; не только в добрых делах, но и в грехе, не дай Б-г, также проявляется сущность еврея, поскольку, как говорилось выше, "сущность" присутствует в каждой своей части.
4
Внутренний идея греха состоит в том, он причиняет не дай Б-г, ущерб[11], Свыше. Народы мира не могут сделать этого, поскольку народы мира несоизмеримы и несоотносимы с Б-жественностью[12], чтобы их действия могли достичь там. Именно еврей, которого избрал Вс-вышний – "Он избрал нам наследие наше, гордость Йаакова, которую любил Он. Сэла[13]" – и он "часть Вс-вышнего Свыше действительно", - его дела, как добрые, так и наоборот, не дай Б-г – добавляют силы Свыше, или, не дай Б-г, наоборот.
5
Из вышесказанного принципа "когда ты схватываешь часть сущности – ты схватываешь ее целиком" понятно, что также в этом учении Баал Шем Това о том, что "наказывают человека…" выражается сущность миссии самого Баал Шем Това:
Суть миссии Баал Шем Това – пробудить душу каждого еврея. И это также указывается в его имени "Исраэль", ибо это есть имя каждого еврея.
Это выражается в общей идее учения Баал Шем Това - учении хасидизма, которое объясняет величие и возвышенность душ Израиля, которые – "часть Вс-вышнего Свыше действительно", и также в вышеупомянутом учении на Мишну "наказывают… с его согласия и без его согласия".
Это учение представляет собой базисное указание в служении человека Вс-вышнему: во-первых, необходимо знать, как велик ущерб греха, и еще – и это – самое основное: сознание духовного величия и мощи каждого человека, относящегося к народу Израиля дает силы не считаться со всеми вещами, которые препятствуют служению Вс-вышнего, зная, что каждый еврей, если он только пробуждает свою истинную сущность, то не только ему не нужно ни с кем считаться, но наоборот, он властвует и правит всеми вещами в мире – "ты боролся с ангелами и людьми – и победил".
[1] Приводится в Ликутей МогараН симан 113
[2] Авот, гл. 3, мишна 16
[3] Тания гл. 2
[4] Гемшех 5666 в конце
[5]"כי שרית עם האלקים ועם האנשים ותוכל" (Берейшит 32, 29), "כי שרית" ("ki sarita") переводится "ты боролся"; корень "שרה" ("sarah") означает также "властвовать". Прим. переводчика
[6] Санhедрин 44, 1 и Раши там
[7] Праведник (См. Тания в начале)
[8] "Средний" (См. Тания в начале)
[9] Ибо "сущность неизменна" (Друшей Маhарал леШабат а-гадоль)
[10] Мидраш Рут, hакдама, 3
[11] "хет" – "грех", означает также "хисарон" (ущерб, нехватка)
[12] Выражаемой именем Гавайе (Тетраграмматон), ибо корень их душ – из имени Элоким. (Прим. переводчика)
[13] "Он избрал нам наследие наше, гордость Яакова, которую любил Он. Сэла!" (Теhилим 47, 5)