Насо

Насо.

1

В главе «Насо» объясняется закон Сота: когда муж «ревнует» свою жену и предупреждает ее «не укрывайся с таким-то», а она не внимает этому, то даже если она не согрешила, то только из-за того, что укрылась с ним, уже называется «Сота», и существует несколько законов, связанных с идеей «Сота», как это объясняется в главе.

Муж и жена (мужчина и женщина), со всеми частностями, с ними связанными, подобны их корням, из которых они приходят, вплоть до самого первого корня (первоисточника), Святой – Благословен – Он и, соответственно, кнесет Израиль (община Израиля) называются муж и жена. Из этого становится понятно, что все детали законов «Сота» имеют отношение, также, и к кнесет Израиль со Святым – Благословен – Он.

«Ревность» Святого – Благословен – Он к кнесет Израиль выражается в повелении каждому еврею «да не будет у тебя (ед. число) других богов перед лицом моим, что подобно – «не укрывайся с таким-то». Однако, остается непонятным: Каким образом осуществима по отношению к Святому – Благословен – Он идея «укрыться», спрятаться от него? Ведь Святой – Благословен – Он  находится всюду, «нет места свободного от него», и как бы не укрывался человек – он всегда будет перед глазами Святого – Благословен – Он, как сказано: «если спрячется человек в тайнике, и Я его не увижу?». Какое же отношение имеет идея «укрыться» к кнесет Израиль и Святому – Благословен – Он?

И объяснение этого: Святой – Благословен – Он говорит о гордеце «он и Я не можем быть (жить) вместе». Таким образом найдено, что гордыня творит «укрытие» от Святого – Благословен – Он; Он и гордец – не совместимы, Он не видит гордеца, в соответствии с комментарием Баал Шем Това на посук: «если спрячется человек в тайнике, и я не увижу его», когда человек пребывает в аспекте «и я» (обладатель эго), в своих глазах, тогда – «не увижу его», Свяиой – Благословен – Он, соответственно, не видит его.

2

Сказано в Гмаре, что «если муж простил свою ревность – его ревность прощена», даже после того, как ревновал свою жену и сказал ей, чтоб она не укрывалась с таким-то, он может аннулировать свою  ревность, как будто бы никогда не ревновал ее. В Гмаре выведен закон, что прощение мужа действенно именно «перед укрытием» (после того, как жена укрылась с тем человеком, о котором была предупреждена – «не укрывайся» с ним), но после того, как факт «укрытия» свершился – прощение мужа силы не имеет.

Смысл этого в следующем:

Все то время, пока жена не укрылась с другим, нет здесь ничего кроме его ревности. А его ревность ему подвластна, поэтому он может ее аннулировать. Однако после укрытия, появилось нечто дополнительное, не зависящее от него. Поэтому его прощение не имеет силы.

Но в Иерусалимском Талмуде сказано, что муж может простить свою ревность даже после того, как его жена «укрылась», «все то время, пока не стерт свиток». (женщина, получившая имя Сота, в конце процедуры, если нет свидетелей ее неверности, и она продолжает настаивать на своей чистоте, должна будет выпить воду, с растворенными в ней чернилами, которыми был написан свиток, содержащий имя Вс-вышнего)

Рогачевский Гаон (мудрец из Рогачев) объясняет, что нет никакой дискуссии и разделения во мнениях между Вавилонским и Иерусалимским Талмудами: Иерусалимский Талмуд обсуждает «укрытие», которое полностью проистекает из ревности, например он говорит ей – «не укрывайся со своим отцом» или «с сотней людей», то есть если бы не его ревность – это совсем не подпадало бы под понятие «укрыться», и когда муж прощает свою ревность, то исчезает и «укрытие», все аннулируется.

На основе вышесказанного становится понятной связь понятия «укрытие» с народом Израиля и Святым – Благословен – Он, ведь исходя из того, и это истинно – «нет места свободного от него» - ведь на самом деле невозможно спрятаться от Вс-вышнего; «укрытие» возникает только из-за того, что сам Святой – Благословен – Он не желает гордеца, «мерзость перед Вс-вышним каждое возгордившееся сердце» и «не можем Я и он жить вместе» - и, поскольку, само существование «укрытия» возникает только по Его желанию, то может Святой – Благословен – Он, то может он простить, даже после того, как «укрылась».

3

Однако, прощение действенно только «все то время (даже если «укрытие зависит только от ревности), пока не стерт свиток».

Стирание свитка, в простом смысле, - это отделение букв от пергамента. Это доказывает и раскрывает то, что и до стирания они не были едины; так как если бы были одним целым, то не было бы никакой возможности разделить их. Поэтому, вырезанные буквы, так как они объединены с тем, на чем вырезаны, невозможно стереть, а можно только отделить ту часть, на которой они вырезаны.

Пока «не стерт свиток», пока еврей учит Тору, «вырезая ее», так, что невозможно стереть у него, не дай Б-г, буквы Торы, так как он и Тора едины, тогда, даже если и возникло у него «укрытие», поднялась в нем гордыня – это лишь внешний налет, и прощение сверху все аннулирует, ведь Святой – Благословен – Он – всепрощающий. Но, если «стерт свиток»,что указывает и на то, что и раньше он и Тора были разделены, эго и гордыня окружают всего его, тогда он – Сота: он должен принести ячменное приношение, корм животных, приношение должно составлять десятую часть эйфы – что должно пробудить в нем осознание и чувство «бедного знанием», до сравнимости с животным, которое вообще не обладает знанием.

И когда он аннулирует свое Я (эго), тогда он не только станет чист перед Вс-вышним, но и достигнет ступени, более высокой, чем был – ранее, как заканчивает: «и очистилась и расцвела». Объясняет это Гмара: «рожала в муках, будет рожать без них». И таким образом очистившийся придет к подъему, «в месте, где стоят вернувшиеся к Вс-вышнему, совершенные праведники стоять не могут»

(из сихот 12 тамуза  תש''יז)

Перевод: Московская Ешива Томхей Тмимим, 5762

 

Запись опубликована в рубрике: .