Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шабат

Приготовления к Шабату

Среди важных обязанностей, доверенных еврейской женщине — созидательнице дома, приготовление к Шабату и зажигание свечей Шабата.

Нам заповедано оказывать почести Шабату и в соответствии с этим существует многовековая традиция печь специально к Шабату Халы, а не покупать готовые в магазине. Более того, женщина, пекущая Халы, автоматически получает возможность исполнить еще одну Мицву, вверенную именно женщинам, — Афрашат Хала (отделение теста).

Но следует внимательно проследить, чтобы количество теста было достаточным для произнесения Брахи. Минимальное количество муки для этого 2,25 кг (согласно мнению Хазон Иша) или 1,82 и 1,66 кг (согласно другим авторитетам). Если муки меньше указанного количества, но не менее 1,196 кг, Халу отделяют без Брахи} (Детали законов об отделении Халы смотри дальше).

Приготовления к Шабату должны начинаться в пятницу утром как можно раньше, независимо от того, насколько длинен день. Если времени в пятницу недостаточно, как бывает, например, в короткие зимние дни (или когда женщина работает или занята чем-то другим), желательно начать приготовления уже в четверг вечером.

Считается Мицвой пробовать каждое приготовленное к Шабату блюдо, чтобы убедиться, что оно готово и достаточно вкусно. Если женщина немедленно выплевывает пищу, а не глотает ее, она не становится «поевшей мясного» и может есть молочное сразу после этого. Таким же образом пищу, не глотая ее, можно попробовать в Таанит (пост), кроме постов Тиша Беав и Иом Кипур. Если пищу не проглатывают, на нее не произносят никакой Брахи. Если же пищу проглатывают, лучше это делать с намерением получить удовольствие от пробования, чем просто проверить вкус. В противном случае возникает сомнение относительно Брахи.

Мицва помыться или принять ванну перед Шабатом относится как к мужчинам, так и к женщинам,» но если остается мало времени, достаточно помыть только руки и лицо, чтобы не идти на риск и не пропустить время зажигания свечей.

Стол должен быть покрыт скатертью и накрыт перед Шабатом и оставаться покрытым скатертью весь Шабат. (Предпочтительнее использовать белую скатерть в память о Манне, которая была белого цвета).

Зажигание свечей перед Шабатом

Привилегия зажигать свечи Шабата, несущие мир и согласие в еврейский дом, предоставлена именно женщинам. Это одна из основных Мицвот и поэтому она должна быть исполнена с величайшей тщательностью и преданностью.

Мы употребляем термин «зажигание свечей», потому что в большинстве домов для исполнения этой Мицвы используются именно свечи. Однако могут быть использованы и многие виды масла, и во многих семьях существует обычай зажигать масляные (предпочтительно оливкового масла) светильники, а иногда и свечи вместе с ними.

Хотя минимальное количество свечей две, многие зажигают больше. Некоторые добавляют по одной свече с появлением нового ребенка. Но когда женщина начинает зажигать дополнительные свечи, желательно, чтобы она специально упомянула, что делает это Бли Недер (не давая обета), иначе их зажигание станет для нее установленной обязанностью. Так же поступают, когда переходят от маленьких свечей к большим.

Женщины, находящиеся не у себя дома, обычно зажигают только две свечи (но если они находятся в доме матери или свекрови, то зажигают обычное для них число свечей).

Женщина, которая по небрежности забыла однажды зажечь свечи перед Шабатом и Йом Товом, должна зажигать одну дополнительную свечу до конца своей жизни.

Женщина (но не мужчина) автоматически становится Мекабелъ Шабат (принявшей на себя Шабат) с момента зажигания свечей — если даже еще стоит ясный день. Это означает, что она не может делать никакой Мелахи (работы, запрещенной в Шабат) с той минуты, когда зажгла свечи. И в этом причина того, что женщина вначале зажигает огонь, а только потом произносит Браху, вопреки основному правилу, согласно которому Брака предшествует исполнению Мицвы. Ибо, если она произнесет Браху, которая является началом процесса зажигания свечей, тем самым она примет на себя запреты Шабата, и ей нельзя будет зажечь огонь. Поэтому она зажигает свечи сначала, а затем немедленно закрывает глаза и произносит Браху, чтобы не видеть зажженного света до тех пор, пока она не закончит Браху. Это считается эквивалентным произнесению Браки перед зажиганием. Многие женщины стараются не потушить спичку после зажигания, а кладут ее аккуратно, чтобы она могла догореть сама по себе.

Поскольку не разрешается есть и пить от начала Шабата до Кидуша, женщина не может есть или пить после зажигания свечей. Но если она испытывает сильную жажду, то может попить воды до захода солнца. До захода солнца также разрешается, хотя это и запрещено в сам Шабат, отделить Халу от испеченного теста, если женщина забыла отделить ее перед выпечкой.

То, что хозяйка зажгла свечи, для остальных домочадцев не является началом Шабата и они могут продолжать свои повседневные занятия до времени Кабалат Шабат или — если это событие случается раньше — до того момента, когда община становится Мекабелъ Шабат в Шуле (синагоге), как это объяснено ниже. Более того, она может попросить кого-нибудь из членов семьи включить или выключить свет или сделать для нее любую работу, уже являющуюся запрещенной для нее.

Но в случае необходимости (например, когда нужно еще сделать приготовления к Твиле) женщина может зажечь свечи, четко поставив условие (вслух или мысленно), что она не станет Мекабелъ Шабат после зажигания. Но это возможно только в случае необходимости (и при этом следует посоветоваться с компетентным раввином).

Свечи должны быть зажжены не позже чем за 18 минут (самое позднее — за 16 минут) перед Шкийей (заходом солнца). Но во многих домах и общинах обычно зажигают за 20 или 30 минут до захода солнца. (В Иерусалиме принято зажигать свечи за 40 минут до захода солнца.) В любом случае свечи должны быть зажжены перед тем, как Цибур (община) в местном Шуле закончит произнесение Леха До-ди. Если в общине более одного Шула, то женщина ориентируется на тот, который она или ее муж регулярно посещают. Причина в том, что слова «Бои Хала Бои Хала», которыми заканчивается Леха Доди, и последующий псалом Мизмор Шир Лейом Ашабат означают начало Шабата для всей общины, включая и тех, кто не присутствует в Шуле. Особенно важно помнить об этом в летние месяцы, когда многие общины в пятницу вечером начинают молиться рано.

Как упоминалось раньше, Мицва зажигания свечей Шабата — это одна из Мицвот, порученных в первую очередь и как правило женщинам. Тем не менее, если что-то мешает женщине зажечь свечи или задерживает ее, муж или кто-то другой из членов семьи должны немедленно сделать это за нее. Если она думает, что может не успеть зажечь свечи вовремя, она должна не колеблясь попросить занять ее место, чтобы не рисковать нарушить Шабат слишком поздним зажиганием.

Хотя эта Мицва в первую очередь адресована хозяйке дома, муж может принять участие в ее исполнении, приготовив свечи или фитили, налив масла и т.п.

Если время позволяет, женщина должна переодеться в праздничную одежду перед зажиганием. И также, поскольку для нее Шабат начинается с зажиганием свечей, она должна до зажигания помолиться Минху (если у нее в обычае молиться Минху).’ Однако, если уже поздно и наступает время зажигания свечей, женщина должна сначала зажечь свечи (даже в повседневной одежде), а потом восполнить Минху, произнеся Амиду дважды. (В данном случае произносится дважды Амида Маарив Шабат). Согласно некоторым авторитетам, предпочтительнее, чтобы женщина зажгла свечи, поставив условие, что зажигание не делает ее Мекабель Шабат, а затем помолилась Минху. (Это условие касается только Минхи и не позволяет ей делать какую-либо Мелаху).

Женщина, зажигающая свечи впервые в жизни, должна, согласно некоторым авторитетам, произнести Шеехийану.Но очень многие не согласны с таким мнением, и Минхаг в большинстве мест соответствует последней точке зрения.

Свечи Шабата зажигают на столе или неподалеку от стола, за котором будут есть, и они должны быть достаточно длинными, чтобы их хватило до конца трапезы. Если вечернюю трапезу устраивают до наступления темноты (как, например, в летние месяцы), то лучше, чтобы свечи горели до наступления темноты.

Сейчас, когда многие дома во время трапезы Шабата освещаются ярким электрическим светом, некоторые современные авторитеты подняли вопрос, можно ли исполнить Мицву, зажигая в такой комнате свечи, поскольку они добавляют (если вообще добавляют) очень мало света. Такие Поским советуют поэтому выключить электрический свет в комнате, а затем включить его Лихвод Шабат (в честь Шабата) непосредственно перед зажиганием свечей. Произнеся Браху, женщина должна иметь в виду, что она хочет исполнить Мицву посредством и электрического света, и света свечей.

Если же в Шабат используется Шаон (реле времени), выключающий свет на ночь, можно использовать более длинные свечи, которые будут гореть и после отключения электричества (чтобы кто-нибудь смог воспользоваться их светом).

Тем, кто ест не дома (а, например, у родителей мужа или жены), следует употреблять достаточно длинные свечи или такое количество масла, чтобы они еще горели, когда хозяева вернутся домой. Или наоборот, жена не уходит из дома пока не наступит темнота, чтобы иметь возможность воспользоваться светом свечей Шабата. Если ни то, ни другое невозможно или непрактично, тогда женщина зажигает свечи там, где она собирается есть.

Несколько женщин, которые едят за одним столом, могут все зажечь свечи на этом столе. Но предпочтительней, чтобы они не использовали один и тот же подсвечник. Если у них отдельные спальни, то они могут зажечь свечи там (чтобы иметь возможность воспользоваться их светом, как объяснено выше). Одна из них, конечно же, должна зажечь свечи в той комнате, где будут есть.

Свечи зажигают на столе или в другом месте, где их намереваются оставить, поскольку их нельзя переносить после зажжения. Так, например, их не зажигают в Сукке с намерением перенести потом в дом (или наоборот). Однако, если женщина по болезни (или по другой причине) не может зажечь свечи на обеденном столе, она может зажечь их на столе или стуле около своей постели, оставить их там ненадолго, а затем их можно перенести на стол для трапезы.

Если женщина забыла сказать Браху, она может ее произвести до захода солнца. Если же она сомневается в этом, то она не должна произносить Браху.

Рекомендуется перед зажиганием дать несколько монет Цдаки. Существует старинная традиция ставить рядом с подсвечниками несколько копилок для этой цели. Время исполнения этой Мицвы особенно благоприятный момент, чтобы молить Всевышнего благословить детьми, которые станут Талмидеи Хахамим (Знатоками Торы). Специальная Техина (мольба), произносимая женщинами после зажигания свечей, приведена во многих Сидурах (молитвенниках).

Женщина в больнице или родильном доме, где свечи могут стать источником опасности, может, согласно многим авторитетам, зажечь электрический свет и произнести на него Браху.

Устанавливая свечи, важно убедиться, что маленькие дети не смогут до них дотянуться. Если горящая свеча упала на стол и подожгла, или грозит поджечь скатерть, можно полить вокруг загоревшегося места какой-нибудь жидкостью (вином, соком, чаем и т.п.), но не водой; однако, если свеча упала на пол, на деревянную мебель или пластиковую скатерть, можно использовать и воду.

Также разрешается слегка толкнуть стол, чтобы свечи упали на пол, даже если при этом огонь может погаснуть.

Нет нужды говорить, что если огонь угрожает жизни или есть возможность возникновения ситуации, представляющей такую угрозу, все необходимые шаги (вызов пожарных, тушение огня и т.п.) могут и должны быть предприняты без колебаний. И это соответствует основному принципу, согласно которому даже малейшая угроза жизни — или малейшая возможность спасти жизнь — отменяют все запреты Шабата или Йом Това (так же, как и почти все другие запреты, предписанные нам).

Женщины, имеющие маленьких детей, особенно должны помнить этот принцип, в случае какой-либо болезни или раны, требующих немедленных энергичных действий.

Кидуш

Хотя Мицва Кидуша, вне всякого сомнения, является Мицвой Асе Шеазман Грама, она обязательна и для женщин — в силу того, что все Мицвот Шабата относятся как к мужчинам, так и к женщинам. Поэтому каждая девушка и женщина должна либо сама произнести Кидуш («сделать Кидуш»), либо слушать, как его произносит мужчина старше тринадцати лет или взрослая женщина. Последнее согласуется с алахическим принципом Шомеа Кеоне — слушающий кого-то, произносящего Браху или Тфилу, читающего Мегилу и т.д., считается как бы произносящим эти слова. Тем самым он исполняет свою обязанность. Но слушатель должен иметь намерение быть Йоце, т.е. исполнить Мицву, а произносящий — иметь намерение быть Моци, т.е. помочь слушателю исполнить Мицву. Следует также подчеркнуть, что тот, кто хочет стать Йоце посредством Брахи, которую он слышит из уст другого, должен отвечать Амен, но не отвечать Барух Гу уварух шмо.

Как было сказано, женщина может либо сама произнести Кидуш, либо услышать его из уст взрослого мужчины. Она также может слушать Кидуш, произносимый юношей, если последний Бар Мицва (т.е. достиг возраста полных тринадцати лет) и у него уже растет борода.

Если есть только мальчик моложе тринадцати лет или мальчик постарше, у которого совершенно не растет борода (или девочка-подросток), женщина должна или сама произнести Кидуш, или повторить его, слово за словом, вместе с младшим. В этом случае необходимо, чтобы перед ней был бокал вина (или Халы, если хлеб используется вместо вина) для Кидуша.

Эти правила применимы только в том случае, если женщина не молится Маарив. Если же она уже помолилась Маарив, она может слушать Кидуш любого мальчика возраста Бар Мицвы (независимо от того, растет ли у него борода или нет). Таким образом, в доме, где отец отсутствует, когда Кидуш произносит (и тем самым является Моци) сын-подросток, все члены семьи старше Бар Мицвы и Бат Мицвы перед Кидушем должны помолиться Маарив.

Существует обычай отливать немного вина из бокала Кидуша каждому из домочадцев, а они должны подождать, пока выпьет свое вино тот, кто делал Кидуш, а только затем выпить свое, не произнося Брахи. Однако некоторые произносят отдельную Браху.

Одинокие женщины (или те, чей муж в отъезде) иногда ходят в гости к соседям, чтобы услышать Кидуш. Они не становятся Йоце, если не съедают за столом соседей по меньшей мере Кезайит (приблизительно половина яйца)хлеба, Халы или чего-то печеного.

Человек может сделать Кидуш для кого-то другого, даже если он сам не становится Йоце. Так, например, мужчина, уже прочитавший или услышавший Кидуш, может сделать его для своей жены, членов своей семьи или кого-нибудь другого.

Точно так же он может произнести Кидуш для них, даже если сам он еще не готов есть и не отпивает от вина Кидуша. Но в этом случае предпочтительней, чтобы женщина, если может, сама сделала Кидуш или для нее сделал бы кто-то другой, кто сам становится Йоце посредством этого Кидуша.

Женщина также может быть Моци для своих домочадцев мужского пола (даже если она уже сделала Кидуш для себя или слышала его). В случае необходимости она может быть Моци и для мужчин, не являющихся членами ее семьи или домочадцами. Типичный пример такого случая — женщина, которая пришла в больницу навестить больного или старого человека или ухаживать за ним.

Все приведенные Алахот относятся как к вечернему, так и к дневному Кидушу, за исключением того, что днем любая девочка старше двенадцати лет и мальчик старше тринадцати лет могут быть Моци для другого.

Тот, кто не смог ни сделать сам, ни послушать вечерний Кидуш, должен произнести его в Шабат утром, опустив Вайехулу.

Некоторые Мелахот Шабата

Как уже упоминалось, все запреты шабата равно относятся к мужчинам и женщинам. В этом разделе мы обсудим те Мелахот, которые представляют особый интерес для женщин или касаются их. Следует особенно подчеркнуть, что здесь дано очень краткое описание лишь некоторых Мелахот, и для их точного понимания необходимо обращаться к Шульхан Аруху. (Прим. ред.)

В Шабат (и Йом Тов) запрещено использовать губную помаду, румяна, тушь для ресниц, лак для ногтей и другие красящие вещества. Тем не менее, это не означает, что нельзя есть вишню, чернику или любую другую пищу, которая красит губы и пальцы. Согласно некоторым Поским, можно употреблять пудру, имеющую цвет натуральной кожи, поскольку она не придает коже искусственный оттенок.

Волосы нельзя расчесывать в Шабат и Йом Тов, но их можно пригладить мягкой щеткой. Обычно держат в доме специальную мягкую щетку, чтобы использовать ее в Шабат и Йом Тов. Помаду для волос использовать нельзя.

Шиньон или парик (Шейтл) тоже предпочтительней не расчесывать, хотя некоторые авторитеты позволяют это. И волосы, и парик запрещено заплетать и расплетать.

Дезодорантом в аэрозольной упаковке можно пользоваться, если он без запаха. Но некоторые разрешают использовать и пахучие дезодоранты при условии, что ими брызгают на кожу, но ни в коем случае не на одежду. Существуют авторитеты, относящие то же самое к лаку для волос, но только в том случае, если лаком обрызгивают полностью уложенные волосы; после обрызгивания лаком следует избегать даже легкого приглаживания волос. Для парика можно использовать только лак без запаха.

Женщины могут надевать дождевые шляпы в Шабат, хотя существуют различные мнения относительно того, могут ли это делать мужчины. (Дождевая шляпа — это косынка из полиэтилена, специально предназначенная для защиты от дождя. (Прим, ред.)

Женщины и девушки могут носить в Шабат золотые или позолоченные часы. Разрешено также надевать кольца, брошки, серьги и другие ювелирные изделия.

Если у пальто или жакета есть пришитый капюшон, такие пальто и жакет можно носить в Шабат, даже если капюшон не надет на голову (но прикрепление капюшона должно быть постоянным. Если же он пристегивается к пальто кнопками или пуговицами, или при помощи молнии и его не собираются надеть на голову, то капюшон следует снять с пальто).

Если пояс на пальто, жакете или другой одежде носят незавязанным (незастегнутым), такой пояс должен быть ‘пришит к одежде.

Перчатки носить разрешено, и многие женщины их носят, хотя некоторые воздерживаются от этого, чтобы не снять их (например, когда пожимают руку) и случайно не понести их по улице. Гигиенические прокладки носить можно,но только если они используются не исключительно для защиты одежды.

Посуду и столовые приборы можно мыть в Шабат и Йом Тов, только если они нужны в этот день (в Йом Тов, приходящийся на пятницу, можно помыть для нужд Шабата). В этом случае можно вымыть сколько угодно посуды — даже больше, чем необходимо, — при условии, что хотя бы некоторые из вымытых предметов будут использованы. Например, разрешается вымыть десять суповых тарелок несмотря на то, что потребуется только одна или две. Чашки и стаканы можно помыть в любое время, так как они, как правило, используются в течение всего дня. Грязную посуду, из-за которой могут возникнуть проблемы с насекомыми, разрешается вымыть, даже если она больше не понадобится.

Девушки и женщины, работающие приходящими нянями, должны знать, что нельзя требовать или получать отдельную плату за услуги, оказанные в Шабат или Йом Тов. Тем не менее, если женщина работает няней также и в будни, можно получить общую плату и за то, и за другое, но при этом не оговаривается отдельно сумма, являющаяся платой за Шабат (или количество времени, проведенное с ребенком в Шабат). Другое рекомендуемое разрешение данной проблемы — заплатить няне чуть больше, чем обычно, но вручить всю сумму скорее как подарок, чем как плату.

Матери маленьких детей должны знать, что существует множество Диним, касающихся приготовления еды, мытья и пеленания, ухода за больными детьми, игр и т.п. Им следует знать детали этих Диним, чтобы должным образом соблюдать Шабат и Йом Тов. Подробный и авторитетный обзор этих важных предметов дан в книге Рабби Ш.Вагшала «Уход за детьми в Шабат и Йом Toв».

Различные Диним, касающиеся Шабата и Моцаей Шабат

После Тфилат Шахарит нельзя ничего есть или пить до Кидуша. Женщина, которая молится регулярно, может выпить воды, чая или кофе перед Тфилат Шахарит. Если же она не молится регулярно, но говорит каждое утро Тфилу или Бакашу, то она может попить перед ними. После произнесения Тфилы или Бакаши сомнительно, можно ли пить до Кидуша .

Если муж женщины еще не вернулся из Шула, а она хочет есть, ей следует помолиться Тфилат Шахарит (или ее Тфилу или Бакашу, если она не молится или находит слишком тяжелым ждать так долго), а затем самой сделать Кидуш. Она может сделать Кидуш не над вином, а над виноградным соком, если предпочитает сок. Ей следует выпить по меньшей мере чуть больше количества, необходимого, чтобы наполнить рот. Как бы то ни было, если женщина не может сама сделать Кидуш, но чувствует слабость или сильный голод, она может поесть фруктов или печенья.

Среди Рабаним существуют различные мнения относительно того, является ли для женщин обязательной Тфилат Мусаф. Однако большинство женщин, молящихся регулярно, произносят также и Мусаф.

Подобно Мицве Кидуша, Мицва Шалош Сеудот (трех трапез) в Шабат равно касается мужчин и женщин. То же справедливо и относительно Хийув Лехем Мишне (обязанности иметь две целые буханки хлеба или две целые Халы, или две целые Мацы для каждой трапезы). В этом случае также нет необходимости, чтобы каждый сидящий за столом имел свой собственный Лехем Мишне, достаточно, чтобы кто-то один (обычно — глава дома) произнес Биркат Амоци, а затем отломил по кусочку всем присутствующим. Сидящие за столом и становящиеся Йоце тем Биркат Амоци, который произносит глава дома, не должны говорить отдельную Браху и должны есть свой кусочек хлеба не раньше, чем начнет есть хлеб хозяин дома. В некоторых местах, однако, принято, чтобы каждый произносил отдельную Браху.

Следует съесть больше Кивейца (кусочек, по объему равный яйцу) хлеба, Халы или Мацы за каждой из трех обязательных трапез Шабата.

Если Биркат Амазон произносится над Косом (бокалом вина), немного вина следует дать как жене (даже когда она не принимала участия в трапезе), так и всем сидящим за столом.

После окончания Шабата (или Йом Toв), независимо от того, сколь поздно он закончился, нельзя заниматься никакими повседневными делами, пока не произнесен Маарив Ата Хонантану) или Амавдилъ (т.е. Барух Амавдилъ Бейн Кодеш Лехолъ). Амавдилъ произносится без Имени Всевышнего и без называния Его Царем. Поэтому каждая девушка или женщина, которая не молится регулярно Маарив в Мо-цаей Шабат, не должна забывать сказать Амавдилъ сразу после наступления темноты, чтобы случайно не включить свет или не сделать что-нибудь до того, как она услышит

Авдалу. Если она забыла произнести Ата Хонантану в Маарив, то она обязательно должна сказать Амавдилъ.

Многие женщины произносят по окончании Шабата специальный гимн Авдалы.

Поскольку сомнительно, обязана ли женщина произносить (или слушать) Авдалу  и также потому, что обычно женщина не пьет вина Авдалы, лучше, чтобы она послушала, как произносит Авдалу мужчина. Но если это невозможно или неудобно, женщина может произнести Авдалу и сама выпить вино. Однако, согласно некоторым авторитетам, она может не зажигать свечу Авдалы и не говорить Браху «Боре Меорей Аэш».

Мужчина, который уже сделал (или слышал) Авдалу, не должен произносить ее для женщины; он может это все-таки сделать, если она не способна сама сделать Авдалу и нет никого, от кого бы она могла ее услышать. Тем не менее, для другого мужчины или мальчика, не достигшего возраста Бар Мицвы, он может сделать Авдалу.

Женщины обязаны принимать участие в Мелаве Малка (трапезе после окончания Шабата).

В некоторых местах для женщин существует обычай не делать никакой Мелахи (например, стирать, штопать) в Моцаей Шабат.