Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йом тов

Различные Диним и Минхагим, уже упомянутые ранее в связи с приготовлением к Шабату, относятся также и к приготовлению к Йом Тову. Справедливо также и то, что касается зажигания свечей, за исключением некоторых особенностей, приведенных ниже.

При зажигании свечей перед Йом Товом большинство произносят Браху перед зажиганием (в отличие от Эрев Шабат, когда Браха говорится после зажигания). Причина этого различия в том, что нет необходимости, чтобы Кабалат Йом Тов (принятие на себя законов Йом Toed) произошло уже после зажигания, так как свечи разрешается зажечь также и в Йом Тов. И по тем же соображениям, поскольку Браха произносится перед зажиганием, нет необходимости при этом закрывать глаза. После того, как женщина произнесла Браху, она не должна говорить ничего до тех пор, пока не будут зажжены все свечи. Нет необходимости указывать, что если Йом Тов начинается в пятницу вечером, все Алахот, касающиеся Шабата, имеют приоритет над Алахот, относящимся к Йом Тову. Но некоторые и в Йом Тов произносят Браху после зажигания.

Принято (но не обязательно) произносить Биркат Шеехийану при зажигании свечей в Йом Тов (кроме последних двух дней Песаха).

Относительно времени зажигания: некоторые зажигают свечи в вечер первого Йом Това перед заходом солнца, как в Эрев Шабат Другие ждут до наступления темноты или до возвращения мужчин из Шула. (В наши дни большинство женщин зажигают свечи, как и в Шабат, перед заходом солнца и до ухода мужчин в Шул).

В начале же второго дня Йом Това (в странах рассеяния) свечи не зажигают до наступления ночи, если не нуждаются в их свете раньше. И также запрещено зажигать свечи до наступления темноты, когда Йом Тов начинается в Моцаей Шабат.

Женщины, которые обычно молятся Маарив, в вечер второго дня Йом Това или в Йом Тов, приходящийся на Моцаей Шабат, должны зажигать свечи после произнесения Маарива.

Когда Йом Тов начинается в Моцаей Шабат, женщина не может зажечь огонь, начать варить или заняться любыми другими приготовлениями, пока не скажет Барух Амавдиль Бейн Кодеш Лекодеш.

Женщине, которая в Эрев Йом Тов рано зажгла свечи, собираясь еще сделать некоторые дела, запрещенные в Йом Тов, не следует произносить самой Шеехийяну, но «присоединиться» к Шеехийяну в Кидуше.

Если Шабат и Йом Тов совпадают, а женщина, произнося Браху, забыла добавить слова «Шель Йом Тов», ей не следует повторять Браху.

Если зажигают масло (а не свечи), фитили следует приготовить перед Йом Товом. Даже разрезать фитиль пополам запрещено в Йом Тов. Лучше, если для каждого дня будут приготовлены отдельные фитили. Если же используются старые фитили, то их надо ненадолго зажечь и потушить перед Йом Товом. Если же этого не сделали и под рукой нет новых фитилей, то во второй день Йом Това старые фитили нужно зажечь с другого, неиспользованного конца. Но если это неудобно, женщина может зажечь фитиль и с уже использованного конца. Во всем этом нет необходимости, если второй день Йом Това приходится на Шабат. Соответственно, если третий вечер — Шабат, необходимо приготовить новые фитили только для двух дней. Кое-где есть обычай обжигать фитили для второго дня даже в том случае, если они новые.

Сказанное о зажигании свечей в Шабат в комнате, освещенной электрическим светом, также относится и к Йом Тову. Если для выключения света используется реле времени, то рекомендуется поставить его так, чтобы оно включило свет после зажигания свечей в Йом Тов, или использовать более длинные свечи. (Другой совет: перенести потом одну или несколько свечей в другую, не освещенную электричеством комнату)»

Алахот Кидуша в Йом Тов подобны таким же Алахот Шабата, за исключением того, что в Йом Тов (и вечером и днем) любой может стать Йоце, послушав Кидуш, произнесенный мальчиком в возрасте Бар Мицвы или девочкой в

возрасте Бат Мицвы.™ (Это, само собой разумеется, не касается случая, когда Йом Тов совпадает с Шабатом). Сомнительно, может ли женщина в Йом Тов быть Моци для мужчины (а, возможно, и для мальчика, не достигшего возраста Бар Мицвы).

Женщина, произносящая Кидуш для себя, должна быть внимательна и не повторить Шеехийану, если она уже сказала эту Браху при зажигании свечей.

Если женщина становится Йоце после произнесения Кидуша ее мужем или кем-нибудь другим, она не должна отвечать Амен после того, как он благословил Шеехияну (за исключением ночи Первого Седера или других вечеров, когда между зажиганием свечей и Кидушем проходит довольно много времени).

Аллель произносить необязательно, но женщины могут это делать, включая и Браху.

Относительно Мусафа смотри раздел о Шабате.

В Йом Тов мужчины обязаны участвовать по меньшей мере в двух трапезах (а не в трех, как в Шабат), а по поводу того, является ли это обязательным для женщин, мнения расходятся. Существуют также различные мнения относительно того, касается ли женщин предписание о необходимости Лехем Мишне (двух целых буханок хлеба, Халы или Мацы) для каждой трапезы.

Хотя для мужчины, забывшего сказать в Биркат Амазон Яале Веяво, считается обязательным повторить весь Биркат Амазон, многие авторитеты полагают, что женщине этого делать не надо, за исключением ночи Седера.

В вечер второго дня Йом Това нельзя варить, мыть посуду или делать любые другие приготовления к трапезе до наступления темноты.

Когда устанавливают свечи в подсвечник в Йом Тов (например, во второй день Йом Това или в первый день после наступления Йом Това), нельзя оплавлять их, чтобы подогнать по размеру или закрепить в подсвечнике. Но разрешается соскоблить и удалить застывший воск из подсвечника.

Когда Йом Тов приходится на пятницу, нужно не забыть сделать Эрув Тавшилин, чтобы можно было готовить в Йом Тов для Шабата. (Смотри обсуждение этого вопроса дальше).

В Йом Тов есть специальная Мицва Весамахта — веселиться. По этой причине и одежда, и трапеза должны быть в Йом Тов более праздничными, чем в Шабат. И особенно обильно подают в праздники мясо и вино.

На главе семьи лежит обязанность подчеркнуть праздничность Йом Това для своих домочадцев (Бней Байт), купив для малышей конфет, орехов и других сластей, а для дочерей и жены — новые платья или украшения (в зависимости от его возможностей).

Мицва Весамахта относится также и к Холь Амоэд — промежуточным дням праздников Песах и Суккот. Поэтому эти дни также следует выделить более нарядной одеждой и более обильными трапезами, хотя и в меньшей степени, чем Шабат или Йом Тов,

Хотя в Холь Амоэд не разрешается стричь волосы, замужняя женщина, волосы которой выбиваются из-под платка или парика, может их обрезать. Ногти можно подстричь при подготовке к Твиле.

В Исру Хаг (день, следующий за последним днем Песаха, Шавуот или Суккот) существует обычай увеличивать трапезу, чтобы придать ей несколько праздничный характер.fjo, в отличие от Рош Ходеша и Холь Амоэд, в эти дни не воздерживаются ни от какой работы.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ В ЙОМ ТОВ

Хотя многие Диним Шабата и Йом Това одинаковы, есть определенные Мелахот (виды работ), которые в Йом Тов разрешены. Согласно общему правилу, разрешены те работы, которые связаны с приготовлением еды. Разрешено варить и печь (включая замешивание и взбивание теста), натирать и просеивать измененным образом, как будет объяснено дальше в деталях. Но, с другой стороны, любой сбор урожая или жатва, включая срывание фруктов с дерева или куста и даже выжимание сока, запрещены так же, как и в Шабат.

Однако, хотя варить и печь разрешено, тем не менее, всю пищу, которую можно приготовить перед Йом Товом при условии, что она не станет хуже, потеряв во вкусе, запахе или в любом другом качестве, следует приготовить перед Йом Товом. Если этого не сделали из-за отсутствия времени или по какой-либо другой причине, можно приготовить эту еду в Йом Тов, но с БеШинуй (с изменением), т.е. способом, чем-то отличающимся от обычного. Например, если некоторую еду готовят, как правило, прямо на столе, то в Йом Тов следует постелить скатерть и делать все на ней. Но если приготовить еду заблаговременно невозможно (например, нет одного из необходимых ингредиентов), то Шинуй в Йом Тов не требуется.

Существуют различные мнения относительно того, правильно ли сознательно откладывать приготовление такой еды, которую можно сделать перед Йом Товом, намереваясь приготовить ее в Йом Тов с изменением. Некоторые Поским разрешают это, в то время как другие возражают против такой практики. Но если хозяйка, как это часто случается, не успевает закончить все приготовления перед Йом Товом, она может сделать все оставшееся в Йом Тов измененным способом.

Поскольку зажигать спички в Йом Тов не разрешается, следует позаботиться, чтобы в доме горел постоянный огонь, от которого можно будет зажечь все остальные огни (включая и свечи для Шабата или Йом Това в последующие вечера). Огонь запальника плиты или водогрея может быть использован для этой цели. Там, где возможно, новый огонь следует зажигать непосредственно от уже горящего. Если это неосуществимо, используют какой-то промежуточный предмет (например, спичку), чтобы зажечь его от горящего огня, а потом им зажечь новый огонь. Следует быть внимательным и не погасить спичку после ее использования, а аккуратно положить ее в такое место, где она сможет догореть сама.

Величина пламени может быть, если это необходимо, увеличена путем увеличения струи газа. Согласно некоторым авторитетам, также разрешается уменьшить пламя, чтобы пища не сгорела и не испортилась, но не для того, чтобы просто сохранить газ. Но многие другие Поским запрещают это, считая, что если нужно пламя поменьше, то надо зажечь новую горелку с этим маленьким пламенем; если это только не является невозможным (например, когда нет уже незажженных горелок), а меньшее пламя существенно необходимо. Многие хозяйки оставляют на весь Йом Тов одну горелку с маленьким пламенем и одну — с большим и переставляют кастрюли или сковороды с одной на другую, как им требуется. Электрические плиты нельзя регулировать в Йом Тов ни в сторону увеличения, ни наоборот.

Разрешается натирать хрен, картофель, сыр, капусту и т.п., но БеШинуй, например, натирая прямо на стол или скатерть. Но хлеб или Мацу натирают обычным способом.

В отличие от Шабата любую еду можно нарезать или порубить на очень мелкие кусочки. Мельницу для кофе или перца использовать нельзя. Мясо следует промолоть перед Йом Товом, но если это не сделали, можно промолоть в Йом Тов с изменением.

Не следует отмерять муку, сахар или другие продукты с помощью мерной ложки, мерного стакана и т.п., если только для приготовления блюда не является существенным точное измерение ингредиентов. Но, тем не менее, заранее измеренную посуду можно использовать для того, чтобы отмерить приблизительное, но не точное, количество. Муку следует просеять перед Йом Товом.

Относительно отделения Халы в Йом Тов смотри отдельную главу, посвященную отделению Халы.

Можно испечь или сварить какое-то блюдо, даже когда подобное блюдо уже есть под рукой (или в холодильнике), но свежеприготовленное предпочтительней.

Разрешается зашить или завязать фаршированную курицу, индейку, шейку и т.п., если нитка нужной длины была отрезана и вдета в иголку перед Йом Товом. И если нитка выпала из ушка иголки в Йом Тов, то ее можно снова вдеть. Хотя излишек нитки можно отрезать, все же принято его сжигать.

Разрешается согреть воду или использовать воду, согретую при приготовлении еды, чтобы помыть посуду, лицо или руки.

ЭРУВ ТАВШИЛИН

Когда Йом Тов приходится на пятницу, необходимо до его наступления сделать Эрув Тавшилин, чтобы иметь возможность варить, печь и т.п. в пятницу для Шабата.

Одно из условий Эрув Тавшилин, которым часто пренебрегают, заключается в том, что пища, приготавливаемая в Йом Тов для Шабата, должна быть готова к употреблению перед наступлением Шабата — хотя нет необходимости действительно есть ее. Это подобно Чолнту, который должен быть годен для еды (т.е. сварен по крайней мере на треть полной готовности) перед Шабатом. Это особенно важно, когда первый день Йом Това приходится на пятницу. Если это невозможно, относительно приготовления к Шабату следует спросить рава.

Когда Йом Тов приходится на четверг и пятницу, Эрув Тавшилин позволяет делать приготовления к Шабату только в пятницу, но не в четверг.

Как упоминалось, Эрув должен быть сделан перед Йом Товом. Берется Маца, Хала или хлеб (предпочтительно — целый), а также вареное яйцо или кусочек вареного, печеного или жареного мяса, или курицы, или рыбы и произносится определенная Браха и сопровождающее ее заявление. Два вида еды должны быть отложены, и их нельзя съесть или использовать до того, как все приготовления к Шабату будут закончены. Наилучший вариант, если Маца или Хала используются в Шабат в качестве Лехем Мишне.

Если Эрув Тавшилин не сделан, или если продукты, отложенные для Эрува, были съедены или испортились перед тем, как приготовления к Шабату были закончены, следует проконсультироваться с равом.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ ДЛЯ ВТОРОГО ДНЯ ЙОМ ТОВА

Хотя в Йом Тов разрешается варить и вообще готовить еду, тем не менее запрещено приготовлять что-то с одного дня на другой. Поэтому, как уже упоминалось, следует быть внимательным и не начинать приготовления ко второму вечеру до того, как наступит темнота. Также не следует мыть посуду или накрывать на стол до наступления ночи.

Тем не менее, приготовляя какое-то мясное или рыбное блюдо для одной из трапез первого дня, можно положить больше продуктов, имея в виду и второй день, даже если при этом придется взять большую по объему кастрюлю. Причина разрешения в том, что добавление мяса или рыбы улучшает вкус блюда. Но если добавка продуктов не оказывает влияния на вкус еды, например при приготовлении хремзлах, креплах, клецок, хал, печенья и т.п., следует сделать столько, сколько действительно необходимо для данного дня.

Также можно приготовить дополнительные блюда (другого вида) в достаточном количестве, чтобы оставить и на следующий день, но обязательно часть от каждого блюда нужно подать в первый день. Согласно некоторым Поским, достаточно просто попробовать от каждого блюда в первый день, но предпочтительней все-таки, чтобы от каждого из них поели.

В любом случае, хотя можно сварить больше еды, чем необходимо, не следует специально предназначать добавочную часть для следующего дня.

Если добавление продуктов не увеличивает работу по приготовлению, то можно приготовить такую еду в количестве, достаточном и для второго дня, даже если добавка не улучшает вкуса блюда. Так, например, можно поставить кипятиться полный чайник воды, когда для данного дня требуется только небольшое количество. Но если чайник уже стоит на огне, то добавить в него воды для следующего дня уже нельзя. Другими словами, приготовить дополнительное количество для следующего дня можно в двух случаях: а) если это не требует дополнительной работы, б) большее количество продуктов улучшает вкус блюда.

Некоторые авторитеты разрешают готовить еду для второго дня Йом Това, если еда первого дня уже приготовлена, а от приготовленного для второго дня обязательно поедят до наступления ночи (но это нельзя делать в Йом Тов для обычного дня недели). Другие же не соглашаются с этим мнением, поскольку в этом случае истинное намерение — приготовить с одного дня на другой. Тем не менее, такой обычай существует, хотя лучше следовать другому мнению, то есть готовить для второго дня, только прибавляя продуктов к тому, что готовится для первого дня.