Большинство слов и понятий, которые могут быть неясны читателю, объяснены внутри текста. Для удобства мы решили поместить наиболее важные из них отдельно.
Акеда – «связывание», полное выражение – «акедат Ицхак»; история приношения Ицхака в жертву.
Амалек – потомок Эсава, родного брата Яакова. Ярый ненавистник евреев.
Аман – потомок Амалека. Злейший враг евреев.
Аскала – «Просвещение»; еврейское общественное течение, возникшее во второй половине ХУШ века. Аскала ставила целью ассимиляцию евреев среди народов мира.
Баалъ тшува – см. Тшува.
Бар-мщва – мальчик, достигший возраста 13 лет, который обязан исполнять все религиозные заповеди.
Бейт-дин – еврейский религиозный суд.
Бен ехид – единственный сын в семье.
Бима – возвышение в синагоге, где стоит стол, на котором разворачивают и читают Свиток Торы.
Битулъ – «устранение», умаление своего «я» перед Волей Творца. Это постоянная духовная тренировка, иногда невыносимо тяжелая. Человек с битулем в душе отзывчив и прост в общении. Его невозможно переделать в духе места или времени. Он никогда не становится «советским», или «американским», или «израильским». Он всегда остается евреем.
Бохрим (бахурим) – «парни»; так называли холостых учеников ешивы.
Брака – благословение на пищу, на гром, на молнию, на новую луну – на все творения Всевышнего.
Видуй – «исповедь»; молитва, в которой еврей обращается к Б-гу с признанием своих прегрешений и с просьбой о прощении.
Галаха – «путь», «следование»; законы, регламентирующие религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев.
Галут – «изгнание»; пребывание евреев вне Эрец-Исраэль со времени разрушения Храма.
Ган-Эден – «сад Эден»; место, где обитают души евреев и праведников народов мира.
Гаон – официальный титул главы ешивы в Вавилонии. Почетное звание знатока Торы.
Гартл – черный вязаный пояс, которым перепоясываются хасиды во время молитвы.
Гашмиют – «материальность»; материальная сторона этого мира,
противоположная духовной.
Гемара – см. Талмуд.
Гет – разводное письмо, без которого еврейский брак не может быть расторгнут.
Геула – «Избавление», связанное с приходом Машиаха.
Гой – «народ»; обычно употребляется в значении «нееврей», «иноверец».
Ехидут (идиш – ехидус) – встреча с Ребе с глазу на глаз, во время которой вдет речь о жизненно важных вещах – как воспитывать детей, как найти пропитание, как понять Волю Творца.
Ецер а-ра – склонность души ко злу; страсти и желания нашего животного начала.
Ецер а-тов – стремление души к добру, к Творцу, к своему внутреннему «я».
Ешива – высшее религиозное учебное заведение, где в основном изучают Талмуд и Галаху.
«Зоар» – «Сияние»; основополагающий труд по Кабале, написанный в форме комментариев к Пятикнижию. Автор – рабби Шимон бар Йохай (2 в. н.э.).
Ингелэ (идиш) – мальчик, малыш.
Итваадут – см. фарбренген.
Кабала – внутренняя часть Торы, объясняющая устройство мироздания, структуру еврейской души, тайный смысл еврейских заповедей.
Кадиш – молитва, которая прославляет святость имени Б-га и Его могущество.
Какал (кагал) – еврейская община или ее руководство.
Кашер (кашерный) – «пригодный»; ритуально дозволенные к употреблению пища и предметы, связанные с соблюдением заповедей.
Кидуш – «освящение»; благодарственная молитва, в которой провозглашается святость субботы и праздников.
Клипа (мн. ч. клипот) – «оболочка»; присутствие в этом мире качества, противоположного святости. Главное назначение клипы – препятствовать распространению Б-жественного света. Леках – еврейский медовый пирог.
Лехаим – «за жизнь»; традиционный еврейский тост.
Маамар – «высказывание»; философское рассуждение Ребе о Всевышнем и Его качествах, о порядке мироздания, о еврейской душе. Часто маамар – это экспромт, который рождается у Ребе на фарбренгене в кругу хасидов.
Маарив – вечерняя молитва.
Мозоль – «судьба», «везение».
Макиф де-клипа – нечистая сторона этого мира; благодаря Б-жественному свету, попавшему к ней «в плен», получает возможность создавать видимость силы, не зависящей от Творца, приманку для многих чистых душ. (Аналог -советская власть, фашизм и т.д.). Ее противоположность – макиф де-кдуша.
Маскилим – «просветители»; см. Аскала.
Маца шмура – маца, приготовленная под особо строгим надзором.
Машгиах – «наблюдающий»; старший преподаватель, ответственный за воспитание учеников ешивы.
Меламед – учитель в хедере.
Месирут нефеш – «самопожертвование»; преданность Всевышнему и Торе. Одно из основных качеств, которое воспитывают в себе хасиды ХАБАДа.
Мидраш – «толкование»; общее название сборников комментариев к ТАНА-Ху периода Второго Храма.
Микве (миква) – «скопление воды»; бассейн для омовения с целью духовного очищения от ритуальной нечистоты. Один из главных объектов ненависти борцов с религией.
Минха – дневная молитва.
Минъян – десять взрослых мужчин – кворум, необходимый для совершения публичного Б-гослужения и ряда религиозных церемоний.
Мит а штурм (идиш) – «не таясь», «напролом»; одно из любимых выражений Любавичских Ребе.
Митнагед – «противник»; оппонент хасидизма.
Мицва – заповедь Торы, доброе дело.
Мишна (мишнайот) – см. Талмуд.
Моэль – человек, который делает обрезание, вводя новорожденного в союз с Б-гом.
Нигун – напев без слов, пришедший к Ребе Сверху в период углубленного размышления. От обычных мелодий отличается тем, что не запачкан грязными мыслями и плохими желаниями. Чист, как вода из родника, очищает душу...
Олеллут ве-лейцанут – «озорство и насмешничество»; качества, противоположные душевной, бодрости и сердечному веселью.
Оэль – «шатер»; место, где похоронен праведник и где всегда пребывает отсвет его души. Хасиды приходят сюда, чтобы помолиться Всевышнему и просить, чтобы душа праведника тоже присоединилась к их молитве.
Парнаса – заработок.
Пику ах. нефеш – «спасение души»; галахическое понятие, обозначающее обязанность спасения человеческой жизни.
Пнимиют – «внутреннее»; умение слышать и понимать голос души.
Пурим-катан – см. названия праздников.
Рамбам – аббр. от Рабену Моше бен Маймон (1138-1204), крупнейший равви-нистический авторитет и кодификатор Галахи, философ, ученый и врач.
Раши – аббр. от Раби Шломо Ицхаки (1040-1105), крупнейший средневековый комментатор Торы и Талмуда.
Ребе – праведник, духовный лидер хасидской общины.
Сидур – молитвенник.
Смит – документ о получении звания раввина.
Сота – «Неверная жена»; трактат Талмуда.
Софер (идиш – сойфер) – переписчик Торы и других священных текстов.
Сфирот (ед. ч. сфира) – одно из фундаментальных понятий Кабалы. Десять первичных качеств (Доброта, Строгость, Гармония и т.д.), с помощью которых Всевышний сотворил мир и управляет им.
Талит (идиш – талес) – молитвенное облачение в виде покрывала, по четырем углам которого привязываются кисти – цицит.
Талит-катан – четырехугольная накидка с вырезом для шеи и с цицит по углам, которую мужчины и мальчики носят под верхней одеждой.
Талмид-хахам – «мудрый ученик»; почетный титул лиц, сведущих в еврейском Законе.
Талмуд – «учение»; обширный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару. Завершен к 5 веку н.э. Талмуд – уникальное произведение, включающее дискуссии, которые велись на протяжении около восьми столетий законоучителями Эрец-Исраэль и Вавилонии и привели к фиксации Устного Закона. Мишна – основополагающая часть Талмуда. Гемара – свод дискуссий относительно текста Мишны.
Там – «чистый»; цельный, простой душой. Очень редкое свойство души, которое хабадники стараются воспитать в себе. Тмимим – мн. число от слова там; так называют воспитанников и выпускников ешивы «Томхей тмимим» -«Опора чистых сердцем», которую создал Ребе Шолом-Довбер.
ТАНАХ – слово составлено из начальных букв еврейских названий книг: Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания).
«Тания» – основополагающий труд по философии хасидизма первого главы хасидов ХАБАДа рабби Шнеура-Залмана из Ляд.
Тнаим – «условия»; документ, который составляют перед свадьбой. В нем оговорено, какую помощь будут получать молодожены от родителей жениха и невесты, кто будет ставить хупу.
Треф – в разговорной речи название любой некашерной пищи. См. Кашер.
Тфила – молитва.
Тфилин – две маленькие коробочки, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Торы, которые во время утренней молитвы накладьшают и укрепляют специальными ремешками на левой руке и на лбу. Евреи начинают накладывать тфилин с 13-ти лет.
Тшува – «возвращение»; исправление поведения, являющееся условием Б-жественного прощения. Бааль тшува – еврей, вернувшийся к соблюдению заповедей Торы.
Фарбренген (идиш) – собрание хасидов, во время которого говорят слова хасидута, поют хасидские песни и произносят лехаим.
Хасидизм – движение, зародившееся среди евреев Подолии и Волыни и распространившееся впоследствии в разных странах мира. Основатель – рабби Исроэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов – Бешт (1698-1760)
Хасидут – учение хасидизма. В большинстве случаев авторы книг по хасидуту – известные праведники. Их труды рекомендуют учить постоянно, не только с тем, чтобы расширить свои познания в Торе, но и для дисциплины души, для пробуждения сердца...
Хеврута ( идиш – хевруса) – постоянный партнер в учебе, с которым изо дня в день учат Талмуд или другие святые книги.
Хицониют – поверхностность как общий принцип жизни. Нежелание познать суть вещей, услышать голос своей еврейской души. Противоположное понятие – пнимиют. В среде хабадников хщон, внешний, – одно из самых обидных слов.
Хумаш – Пятикнижие.
Хупа – балдахин, под которым совершается еврейский свадебный обряд.
Цадик – «праведник»; человек, навсегда победивший свое дурное начало.
Цдака (цедек – «справедливость») – пожертвования, которые обязан делать еврей в пользу нуждающихся.
Цицит – кисти из шерстяных нитей, прикрепляемые к углам талита и талит-катана.
Шалиах – «посланник».
Шалиах-цибур – человек, ведущий молитву.
Шамес (идиш)– служитель в синагоге.
Шахарит – утренняя молитва.
Шидух – сватовство.
Шойхет – «резник». Шхита – ритуальный убой кашерного животного.
Шофар – рог, в который трубят во время молитвы Рош Ашана и Йом Кипур.
Шхина – «пребывание»; Б-жественное присутствие, близость Б-га к человеку и Его вечное пребывание в среде народа Израиля.
«Шульхан Арух» – «Накрытый стол»; кодекс галахических предписаний, составленный в 16 в. выдающимся мудрецом Иосефом Каро.
Эпикорос – безбожник; еврей, сведущий в законах Торы и переставший их соблюдать.