13 тишрей 5744
בס»ד
Гисваадуйойс 5744 ч. 1 стр. 160
Коф далет
И еще:
Когда приходят к еврею, и говорят ему, что лежит на нем обязанность «Пру урву умилъу эс hоорец вехившуhо[1]» – он может спросить: как же так?! Прежде всего, он должен быть ламдон[2] и йорей шомаим[3], и также жена должна быть йорейс шомаим, и т.д., и должны вести себя как нужно во всех вопросах, для того, чтобы быть уверенными, что воспитание детей будет как нужно и т.д.!
И также на это ответ – «лехатхило арибер[4]«! Мы знаем все вопросы, и все аргументы, на которых основываются эти вопросы, и то, что написано в такой-то книге, или в другой книге – но поведение должно быть таким образом, что «лехатхило арибер»!
И ведь указание «лехатхило арибер» было передано каждому и каждой, ибо не распространяли бы это указание, если бы оно не относилось ко всем. Не распространили это указание, для того, чтобы вели себя противоположным образом, хас вешолом[5] – ибо тогда действует правило «пусть лучше нарушают по ошибке». Распространили это указание для того, чтобы вели себя таким образом, «лехатхило арибер», но только это поведение должно быть в «ойлом а-тикун[6]«.
[Один человек пришел ко мне с претензией, почему я ограничиваю его ограничением «ойлом тикун» – что плохого в том, чтобы было лехатхило арибер, как в мире тойhу – главное, чтобы было «лехатхило арибер»!
Но я ничего не могу сделать в этом вопросе. Мы живем по законам Торы в мире тикун, поэтому все вещи, даже лехатхило арибер, должны быть в мире тикун].
И поэтому: несмотря на то, что действительно, этот человек, который говорит, что он должен учить Тору и увеличить в йирас шомаим, прав в своем утверждении, что нужно увеличить в изучении Торы и страхе перед Небесами – но «мицво, которая приходит в руку твою – не упускай ее». И поскольку речь идет о «мицво, которая приходит в руку твою», мицва «пру урву» – «не упускай ее»!