בס"ד
Гисваадуйойс 5744 ч. 1 стр. 160
Коф далет
И еще:
Когда приходят к еврею, и говорят ему, что лежит на нем обязанность "Пру урву умилъу эс hоорец вехившуhо[1]" – он может спросить: как же так?! Прежде всего, он должен быть ламдон[2] и йорей шомаим[3], и также жена должна быть йорейс шомаим, и т.д., и должны вести себя как нужно во всех вопросах, для того, чтобы быть уверенными, что воспитание детей будет как нужно и т.д.!
И также на это ответ – "лехатхило арибер[4]"! Мы знаем все вопросы, и все аргументы, на которых основываются эти вопросы, и то, что написано в такой-то книге, или в другой книге – но поведение должно быть таким образом, что "лехатхило арибер"!
И ведь указание "лехатхило арибер" было передано каждому и каждой, ибо не распространяли бы это указание, если бы оно не относилось ко всем. Не распространили это указание, для того, чтобы вели себя противоположным образом, хас вешолом[5] – ибо тогда действует правило "пусть лучше нарушают по ошибке". Распространили это указание для того, чтобы вели себя таким образом, "лехатхило арибер", но только это поведение должно быть в "ойлом а-тикун[6]".
[Один человек пришел ко мне с претензией, почему я ограничиваю его ограничением "ойлом тикун" – что плохого в том, чтобы было лехатхило арибер, как в мире тойhу – главное, чтобы было "лехатхило арибер"!
Но я ничего не могу сделать в этом вопросе. Мы живем по законам Торы в мире тикун, поэтому все вещи, даже лехатхило арибер, должны быть в мире тикун].
И поэтому: несмотря на то, что действительно, этот человек, который говорит, что он должен учить Тору и увеличить в йирас шомаим, прав в своем утверждении, что нужно увеличить в изучении Торы и страхе перед Небесами – но "мицво, которая приходит в руку твою – не упускай ее". И поскольку речь идет о "мицво, которая приходит в руку твою", мицва "пру урву" – "не упускай ее"!