«Тьму не разгоняют палкой, – учит Любавичский Ребе – Хотя бы немного света, и уже не так темно». Свет Хабада, как и солнечный, спокойно и ровно освещает весь еврейский народ. Как и солнечный, он может пройти, не задев, словно через прозрачное оконное стекло. Но если луч учения падает на еврейскую грань, он. как и солнечный на грани стеклянной, загорается многоцветной радугой.
Этот фейерверк красок иные вбирают в себя целиком – во всей полноте учения, другим достаточно основных цветов, заключенных в законах Торы. Но и те и другие навсегда покидают одноцветный мир прошлого ради яркой, подобной радуге жизни внутри Любавичского Движения.
Грань, что преломляет упавший луч, называется Верой.
– Верует каждый еврей, – часто повторяет Любавичский Ребе, – верует, даже не зная об этом. Задача и трудность только в одном: как нам разжечь эту скрытую веру.
– Как найти дорогу к этим тайно верующим, к евреям с верой в сердце, о которой они даже и не подозревают?.. Каждый из нас, – пишет Ребе, – солдат и подчинен великой армии – еврейскому народу. И каждый из нас обязан сделать все, чтобы скрытая в людях вера стала явной, горячо воспылала. Эта обязанность возложена и на юношу, только постигающего основы учения, и – в равной степени – на меня. Многие спрашивают: почему именно я должен заниматься этим. Я отвечаю им: а почему не я?
– За три с половиной тысячелетия, – говорит Ребе, – еврейскому народу предлагали немало «идей» и «панацей», несущих избавление. Они порой кружили головы, но все они навсегда позабыты. Дух Иудаизма – единственный идеал, оставшийся неизменным и вечным; тысячелетия и гекатомбы не нанесли ни малейшего урона религиозным ценностям. Ничто не могло и не сможет заменить их.
– Вот почему – никаких компромиссов! Все, что может быть сделано для сохранения этих ценностей, для обучения религиозным ценностям, – должно быть сделано. Все, что «облегчает» и тем самым убивает дух Иудаизма, – должно быть отстранено. Жестоко заблуждаются те, кто надеется компромиссами привлечь молодежь к религии. Такие попытки никогда не помогут, скорее всего – оттолкнут.
– Молодое поколение, – утверждает Ребе, – важнее всего. С молодыми нужно говорить честно и открыто, но мало кто вообще разговаривает с ними. Отделываются сухими проповедями, а потом удивляются, что молодежь растет равнодушной.
– Молодежь ждет и жаждет приказа, подобного великим призывам, отдававшимся в прошлом народу Израиля. Я верю в физические законы – энергия не исчезает бесследно. Силы, существовавшие ранее, – вечны, и поэтому сила еврейского народа практически неисчерпаема. Но пробудить ее способен великий всеобъединяющий приказ.
– Нет ничего страшнее проторенной дороги. Плыть по течению, отдаться инерции – это заживо умереть. Созидание начинается с попытки сопротивления течению.
– Я не призываю к восстанию, я только протестую против закона омертвляющей инерции. Если устои современного мира превратились в тюрьму, нужно пытаться сломать решетку. Это не означает переступить закон, это значит бороться за создание нового...
– Самое главное на сегодня – дух пробуждения. С авангардом появляется знамя. Плохо, когда его нет, еще хуже – когда их много, и никто не обращает на них внимания. Вспомним мальчиков в Израиле, что бросают камни в людей, оскверняющих субботу. Я не призываю следовать им, я только отмечаю, что в этих мальчиках горит огонь идеи, они не безразличны!
– Такие юноши, одержимые духом борьбы, но направленной в разумное русло, воспитываются в наших Иешивах. Они по характеру – пионеры, из породы людей, которые отправляются на Северный полюс или взбираются на недоступные вершины, рискуя жизнью ради жажды знания. Великий дух пионерства повелевает этим юношам покинуть комфортабельные родительские дома ради знания, которое они несут своим братьям. Не существует расстояний, они готовы лететь и шагать в любую точку планеты, где есть евреи, готовы стучаться в двери к нерелигиозным и ассимилянтам. И эти двери широко распахиваются перед ними, вернее, перед светом вносимой ими идеи.
Ни один еврей, ни единая духовная ценность не должны быть потеряны безвозвратно. Такова точка зрения Любавичского Ребе.
Скептики кричат: эта задача невыполнима!.. Нет ничего невозможного, отвечает им Ребе, если поставлена святая цель и Б-г на его стороне...
«Из-за грехов наших мы были изгнаны из нашей страны». Катастрофу изгнания вызвала беспричинная вражда между евреями. Чтобы искупить старинную вину, нужно усиленно, от каждого к каждому, распространять идею «беспричинной любви» – чистой братской любви евреев к своим соплеменникам.
«Все евреи ответственны друг за друга», – часто повторяет Ребе. В этих словах – ключ к пониманию хасидизма, и отнюдь не случайно на современном иврите слово «Хабад» превратилось в синоним слов дружба, забота и братская любовь.
Любовь еврея к еврею... Эта заповедь у хасидов влияет на любой поступок, она – стержень жизни. «Чем я могу помочь другим евреев?» – постоянно спрашивают себя и взрослый, и юноша. Их самоотверженность – это повеление чувств и никогда – дисциплинарное подчинение. Наоборот, хасидизм учит: если вы ощущаете давление, если вас принуждают к чему-то против вашей воли – никогда не делайте этого! Любавичское Движение порой называют армией Ребе, но в этой армии нет субординации, нет командиров и подчиненных. И это естественно, потому что появление лейтенантов, даже сержантов, не говоря уж о генералах, способно погубить любое нравственное движение. Армия Ребе – это полмиллиона солдат плюс неведомое пополнение, которые следуют нравственным призывам Рабби Менахема Мендела Шнеерсона – лидера мирового еврейства, духовного лидера Движения Хабад.
В мире без идеалов исчезает понятие духовный лидер, но только так можно охарактеризовать великую роль наставника сотен тысяч мужчин и женщин. После смерти предыдущего Любавичского Ребе – Рабби Менахем М. Шнеерсон сказал:
– В чем величие Ребе – руководителя Хабада?... Вам назовут и готовность к самопожертвованию, и благородство, и праведность, и свойство ясновидения и многое, многое другое. И всякий раз не будет главного: на него возложено высокое звание «Рош бней Исраэль» – Глава сынов Израилевых.