Три месяца спустя после избрания премьер-министром Израиля Менахем Бегин приехал в Соединенные Штаты. Свой первый визит в Америке он нанес Рабби Менахему М.Шнеерсону – главе Любавичского Движения.
Через два с половиной часа Бегин вышел из кабинета Любавичского ребе и сказал окружившей его армии журналистов, что он по-человечески счастлив. После благословения и советов Ребе бремя руководства еврейским государством и ответственности в переговорах с другими странами стало для него намного легче.
– Теперь я отправляюсь в Вашингтон, – сказал Менахем Бегин, – с большей уверенностью. В тот день Рабби Менахем М.Шнеерсон впервые выступил по американскому телевидению:
– Я благословляю Менахема Бегина более чем на сто процентов...
– Для меня очевидно, – сказал Ребе в заключение, – что этот визит и наша встреча – дань уважения и почета Движению, которое всеми возможными способами разжигало искорки русского еврейства. Сегодня авангард этого еврейства уже в Израиле, и нет сомнений – он проложил дорогу к освобождению десятков и сотен тысяч евреев. Высвобождению физическому и духовному – для себя, для детей и внуков.
За четыре года до этого, в феврале 73-го, когда только начиналась волна большой алии из Советского Союза, состоялся памятный разговор Любавичского Ребе с ныне покойным Шнеур-Залман Шазаром, президентом государства Израиль. Их долгая, шестичасовая беседа проходила вначале в присутствии корреспондентов, и первое, о чем заговорил Шазар, была советская алия, духовное увечье пребывающих из России евреев.
– Поразительно, – сказал президент, – до чего невежественны эти люди. Они приезжают к нам, ничего, абсолютно ничего не зная о еврействе. Такого полного, такого абсолютного невежества еще не было.
– Это не невежество, – мгновенно ответил Ребе, – это вернее назвать простотой. Они – простые люди, но их простота приемлет Б-га. Я верю, что выходцам из России дано повлиять, дано духовно изменить страну...
Рабби Менахем Мендел Шнеерсон, седьмой Любавичский Ребе – единственный Любавичский Ребе, не побывавший в русской тюрьме. Его охранило чудо, - рука советского режима уже нависла над ним, но ребе невредимым покинул Россию, родину Движения и одновременно свирепую мачеху.
Движение хасидизма зародилось в России два с лишним века назад, в страшную для евреев эпоху. В середине 17-го столетия по западным областям нынешней России прокатилось восстание Богдана Хмельницкого - антиеврейского предтечи Адольфа Гитлера. Не фюреру, а гетману Хмельницкому мы отдаем приоритет «окончательного решения еврейского вопроса» на Украине и Белоруссии. Однако советская историография забелила кровь на руках палача Хмельницкого и подняла погромщика на пьедестал народного героя. Воистину, каждый народ заслуживает своих героев.
Гетманская резня не была погромами, неизбежными, но стихийными во время гражданской войны в антисемитской стране. Победитель Хмельницкий и победоносное его воинство приступили к поголовному уничтожению беззащитного и мирного народа.
«Убийства сопровождались варварскими истязаниями, - свидетельствует русский историк Н. Костомаров, – сдирали с живых кожу, распиливали пополам, забивали до смерти палками, жарили на углях, обливали кипятком; не было пощады и грудным младенцам... Евреи были осуждены на конечное истребление, и всякая жалость к ним считалась изменой. Свитки Закона выбрасывали из синагог: казаки плясали на них и пили водку, потому клали на них евреев и резали без милосердия; тысячи еврейских младенцев были брошены в колодцы и засыпаны землей».
Избиение на Украине продолжалось шесть лет и было практически полным. А когда Хмельницкий, испугавшись наступления польского войска, отдался покровительству русского царя, территория «акции» охватила и Беларусь. Московские войска, подоспевшие на помощь Хмельницкому, первым делом помогли ему уничтожить евреев. И еще четыре года в Могилеве, Витебске, Вильно, в малых города и местечках проливалась кровь неповинных, – самое страшное -беззащитных людей.
Результаты десятилетней акции ее современники оценивают по-разному -от 100 до 300 тысяч погибших. Из 700 еврейских общин на Украине не осталось ни одной, в Белоруссии – их сохранилось около десятка. Беспросветная ночь опустилась над оставшимися в живых.
Но именно здесь, среди мрака и отчаяния, возникло новое – самое значительное и по сей день – еврейское движение. Его основатель – Исраэль Баал-Шем-Тов – родился в одном из местечек Подолья в конце 17-го века. Благим Чудотворцем называли его евреи и глубоко почитали за святость, бескорыстие, чистоту. Исраэль Баал-Шем-Тов – сокращенно Бешт – обладал чудодейственным даром исцелять болезни и лечить душевные раны. Своим ученьем и личным обаянием он привлек к себе тысячи людей; его последователей стали называть хасидами, т. е. благочестивыми.
Хасидизм вдохнул живую душу в еврейскую религию. Бешт подарил гонимым и обездоленным великое благо – внутреннюю свободу и радость. Он учил находить счастье в вере, удовлетворение – в высокой нравственности и искать проявления Б-га во всем окружающем. «Во всем, что существует в мире, - говорил Бешт, – заключаются Б-жественные искры, даже в деревьях и камнях...»
Со временем хасидизм (а позднее Движение Хабад или Любавичское движение) разлился неудержимым потоком по Белоруссии, Западной Украине (названия современные), Польше. Около полутора столетий Любавичское Движение оставалось внутри славянской диаспоры. Его перемещению, его всемирному распространению, парадоксальнейшим образом способствовала советская власть.
Это произошло полвека назад, в 1927 году, когда советский режим вначале осудил на смертную казнь, а затем каким-то чудом изменил решение и выпустил за границу шестого Любавичского Ребе – Иосифа Ицхака Шнеерсона. Освобождение Рабби, в чем ощущается вмешательство руки Всевышнего, сыграло двоякую роль. Его героическая бескомпромиссная борьба с могучей державой за религию, за сохранение еврейского образа жизни - вдохнула силы и укрепила стойкость оставшихся в России хасидов. А его вынужденный переезд на запад предопределил распространение Любавичского движения по всему миру.
В Европе, а затем, после 1940 года, в Америке Рабби Иосиф Ицхак Шнеерсон неустанно разворачивает великое дело своей жизни. Он организует новые общины хасидов и укрепляет старые, создает на Святой Земле, в странах Европы и Америки сеть Любавичских религиозных школ. В 1939 году Рабби основал «Всемирное объединение Любавичских хасидов», а после войны – «Объединение Иешив США и Канады».
Великий еврей скончался в 1950 году. Дело жизни Рабби подхватил, продолжил и поднял над миром его зять и ученик – седьмой Любавичский Ребе – Рабби Менахем Мендел Шнеерсон. Дай Б-г ему долгой жизни за его величественные и святые дела.