Литература агады включает в себя притчи и комментарии на библейские сюжеты, религиозную поэзию и теологические дискуссии, рассказы о мудрецах Талмуда, анекдоты, фольклор… Ее творцами были духовные лидеры народа — учителя, проповедники, раввины, которые стремились делать идеи и содержание Книги Книг — Библии более занимательными и понятными для простых людей. Несколько веков с момента своего зарождения агада распространялась как устная традиция, но с III в. н.э. ее начали записывать. С тех пор на протяжении почти 1000 лет появилось множество сборников агады, и в их числе многотомное собрание Мидраш раба — обстоятельный комментарий на тексты книг Библии. Агадическая литература в большом количестве представлена в Талмуде, на страницах которого «художественные» произведения агады соседствуют с сухими текстами законов и толкований. Агада была очень популярна в народе и как краеугольный камень уникальной национальной традиции способствовала сохранению еврейского народа на протяжении веков рассеяния. Как выдающееся явление древнееврейской письменности агада занимает достойное место в ряду наиболее признанных памятников мировой литературы. Фрагмент из книги:
Так же, как при купле-продаже можно нанести ущерб и обмануть, можно нанести ущерб и словами. Нельзя спрашивать цену, если не намереваешься приобрести вешь. Нельзя говорить человеку, который раскаялся в своих поступках: «Помни о своем прошлом». Если человек — потомок прозелитов, нельзя напоминать ему о его предках, ибо сказано: «Пришельца не унижай и не угнетай». Так утверждает Мишна. Гемара расширяет это положение: если прозелит хочет изучать Тору, нельзя говорить ему: «Рот, который ел запрещенную пищу и прочие мерзости, хочет теперь изучать Закон, произнесенный устами Всевышнего?» Если кого-то поражают несчастья или болезни, или у него умирают дети, нельзя говорить этому человеку, как сказали друзья Иову: «Разве когда-нибудь погибал невинный? Разве твое благочестие может придать тебе уверенности?» Если погонщики ослов просят корма, а у тебя его нет, то не говори: «Пойди к такому-то. Он продает корм», если ты точно знаешь, что этот человек ослиный корм не продает. Раби Йегуда говорит: «Нельзя присматриваться к товарам, когда нет денег на их покупку. Такие вещи хранятся глубоко в сердце, и об этом говорит Всевышний: Бойся Господа Бога твоего». Раби Йоханан сказал: «Ущерб, причиненный словами, — больший грех, чем ущерб, причинный деньгами, ибо только по отношению к моральному ущербу говорит Господь: «Бойся Господа Бога твоего». Раби Элиэзер сказал: «Это хуже, потому что так причиняется ущерб личности, в то время как в последнем случае страдают только деньги человека». Раби Шмуэль бен Нахмани сказал: «Это хуже, потому что деньги можно вернуть, а моральный ущерб не возместишь».
|