Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йегуда Ифрах. Причина поведенческой модели «борьбы за выживание» - недостаток уверенности в себе



Что превращает жизнь человека в войну за выживание? Что увеличивает шансы, что человек будет руководствоваться моделями поведения, основанными на выживании? Как правило, такие модели поведения несут в себе много отчаяния и потенциал насилия, и куда меньше — внутренней свободы, раскрепощенности, любви и покоя. Что заставляет человека выживать, а не жить? — Его внутреннее ощущение отсутствия безопасности и уверенности в себе. Чем больше человек чувствует, что его базовые потребности были удовлетворены, чем больший заряд уверенности в себе человек получил в раннем детстве — тем больше у него шансов не превратиться в будущем в зверя, который борется за выживание. И тогда он способен действовать, как свободный человек.

Мы говорили об этом несколько раз, что первые семь лет, до возраста воспитания — это этапы, когда ребенок в основном должен получать. Все, что он должен делать — это только получать. Он должен получить от матери тепло и любовь. Он должен получить от отца безусловное одобрение. Понятно, вместе с границами, но это — основы, которые он должен получить. И если он получает их, получает тепло и одобрение, и безусловную любовь в критические моменты роста — до 6-7 лет — у него формируется базовая уверенность в себе, сопричастность к жизни. Он уже чувствует, что у него есть место, он ощущает стабильность и уверенность в жизни. Он не чувствует, что он должен постоянно бороться за свое «место под солнцем». Он не ощущает, что он должен вести непрерывную борьбу за выживание.

И потом, до 13 лет, это называется «первое взросление», и дальше, от 13 до 20 лет это второе взросление, более продвинутые этапы роста и самоопределения. В конечном счете, весь процесс взросления должен обеспечить выживание. Должен прийти к состоянию, когда у человека есть инструменты, есть стабильность, он уверен в себе, способен любить себя и чувствовать собственную значимость.

Если он получил это, получил нижние сосуды Отца и Матери, внешние, средние и внутренние сосуды — тогда у взрослого человека есть внутренний покой. Он спокоен. Он совершенно уверен в собственных силах. И тогда он может устанавливать отношения с другими людьми. Связать себя с кем-то. Дерзать. Действовать. Творить в мире. Он способен к самоотдаче. В его сознании милосердие и суд уравновешенны. Ему не нужно все время воровать. Ему не требуется все время брать силой.

Однако, если эти базовые потребности не были исполнены — он никогда не вырастет из состояния выживания. И он останется человеком, ориентированным лишь на выживание, ведущим постоянную борьбу за жизнь.

Внешняя взрослость «человека выживающего»

Сегодня день Катастрофы. Одно из известных явлений Катастрофы, о котором говорят известные стихи Алтермана: «мама, уже можно плакать?». О чем говорят эти стихи? Дети, пережившие в раннем детстве самые страшные ситуации, были неспособны плакать, чувствовать потребность в поддержке. Они были вынуждены повзрослеть раньше времени. Они перепрыгнули через этап, когда они получают тепло и поддержку. И тогда такой ребенок внешне выглядит очень взрослым. Он выглядит старше своего возраста, он ответственен, авторитетен, он может пойти в партизаны и воевать с нацистами. Но внутри остается огромная яма, которая не была заполнена. И как результат, подобная взрослость — лишь внешняя, наружу он излучает силу, а внутри он полон страха.

Это может быть пост-травма, он может страдать от ночных ужасов, он постоянно ощущает угрозу своему существованию. Имеет место избыточный контроль, выражающий очень глубокую невосполненную потребность в душе.

Только когда ребенок получил всю необходимую энергию внешних сосудов отца и матери — тогда лишь у него есть возможность воспринять свет. И тогда у него есть свободное течение эмоций, и он может достичь свободы. Он сможет действовать в соответствии со своим внутренним видением. Ибо у него есть корень. У него есть очень крепкий внутренний стержень, и он позволяет ему эффективно действовать во внешнем мире.

Как правило, большинство людей страдают от нехватки того, что они должны были получить в детстве и не получили или недополучили. Бесполезно винить в этом родителей — но большинство из нас выросли в обстоятельствах, когда у нас есть неудовлетворенные потребности детства в том или ином виде.

Управляющая потребность. Различные виды управляющих потребностей: объект, желание, негативные эмоции, цинизм, сверх-сознание, ком боли, неспособность оказать доверие.

Каков результат? В результате создается так называемая «управляющая потребность». Потребность, подсознательно управляющая поведением человека. Как правило, человек «транслирует» ее достаточно нетривиальным образом. Мне, скажем, не хватает X, и поэтому я хочу Y. Создается некий постоянный негативный фон. Зачастую, человек, недополучивший что-либо — у него есть некая сентенция в голове — не вербальная, но эмоциональная: «мне было положено, но мне это не дали». Он, как будто бы, говорит своим родителям — не произнося при этом ни слова: «между нами был некий негласный договор. Вы были должны мне дать то-то и то-то. И Вы это мне не дали. Есть вещи, которые я должен был от вас получить, и не получил».

Как правило, механизм управляющей потребности действует бессознательно. Управляющая потребность выражается в том, что человек живет с чувством, что есть нечто, если он только сможет обладать этим нечто — он обретет счастье. Это «нечто» как правило, постоянно изменяется.

Этим «нечто» может служить некий объект. Например, он видит рекламу последней модели Мазда, и вдруг в нем пробуждается какое-то чувство: он обязан это получить! У меня был когда-то сосед, если он видел рекламу какой-то новой модели, это буквально убивало его. Он обязан был ее купить. И он продавал сво автомобиль, также достаточно новой модели, и влезал в долги, и вводил всю семью в минус — он не мог без этого жить!

Как то я разговорился с ним, и услышал удивительные вещи: он действительно верил, что если у него будет Мазда-6, то он, как на рекламном ролике, обретет свободу, независимость, будет работать в большом стеклянном многоэтажном офисе, и самая красивая девушка выйдет за него замуж… И все это произойдет — если только у него будет Мазда-6. Он действительно так чувствовал — Мазда-6 олицетворяла для него счастье и успех.

Когда ты смотришь на это снаружи, что ты видишь? Ты видишь управляющую потребность. Потребность, которая подсознательно управляет им, и находится в его страсти к новейшей марке Мазды. Это не обязательно стремление к обладанию объектом. Это может быть также страсть к статусу. Это может быть непропорциональная, обсессивная влюбленность. Как будто бы, если только она, одна и единственная на свете — будет принадлежать мне — тогда и только тогда я буду счастлив, а без нее моя жизнь — вообще не жизнь. Когда человек бросает все свои силы, все резервы своего организма и своей души на достижение некоторой цели, некоторого объекта или некоторой системы отношений — это легко может оказаться подсознательно управляющая потребность. Т.е., на самом деле человеку не хватает совсем иного. На самом деле его потребность — совсем не в том, что, как ему кажется, сделает его счастливейшим из людей.

Зачастую эта управляющая потребность превращается в комок боли. Болевой комок — это не обязательно нечто, связанное с эмоциями. Эмоции по природе своей подвижны. Это нечто, что можно отдать и получить. Однако постоянный негативный фон, т.е., подсознательно звучащая сентенция «мне положено, и мне не дали» — это зачастую превращается в болевую яму, которая может проявиться различными способами. Это может быть глубокая депрессия, растягивающаяся на несколько дней. Иногда это ненависть, резкие негативные эмоции. Иногда — цинизм. Иногда — сверх-сознание. Когда весь мир представляется одной сплошной ложью.

Это — болевой комок. Как результат — неспособность оказать доверие, и просто жить! Жить, улыбаться, стремиться вперед. Ибо постоянно присутствует какое-то чувство, что что-то здесь не так. Любое слово, любой жест, любой взгляд — сразу получает трактовку. Бесконечная ирония. Неспособность воспринимать вещи по-настоящему всерьез, покрывающая все области жизни. Цинизм, проникающий во все щели. Все это создает ситуацию, когда душа просто неспособна двигаться.

За всеми этими явлениями скрывается одно: я чувствую, что мое существование не обеспечено. Я чувствую постоянную угрозу собственной жизни, безопасности. Я боюсь, что меня разлюбят. Я боюсь, что общество меня отторгнет.

И это выражается различными формами. Неконтролируемыми приступами гнева. Приступами депрессии. Приступами плача. Или же — как уже говорилось, это выражается в обсессивной тяге к объектами или отношенями. Третья возможность — это сверх-сознание, постоянная рефлексия и ирония по отношению к самому себе и окружающему миру, когда невозможно ничему верить, и ничего не воспринимается всерьез, и все — одна сплошная ложь, поза, игра.