14. Общие правила произнесения "Кадиша"

Общие правила произнесения "Кадиша"

1. Святость "Кадиша" исключительно высока (см. ниже, 16:1). Его надо слушать внимательно, не пропуская ни одного слова, и отвечать "амен" и "йегэ шмей раба...", где положено, вкладывая в эти слова все силы души. Говорят наши мудрецы, что отвечающий "Амен, йегэ ишей раба..." со всей силой, на которую способна его душа, заставляет замолчать всех своих обвинителей в Небесном суде и отменяет самый суровый приговор, вынесенный ему на Небесах.

Это не означает, однако, что нужно отвечать "амен" громко, мешая соседям - мудрецы имеют в виду силу духовную, а не телесную.

2. По букве закона, "Кадиш" необязательно слушать стоя; но садиться, когда его произносят другие, - нельзя. Многие авторитеты Галахи считают, однако, что обладающие особой святостью части молитвы - в их числе и "Кадиш" -всегда надлежит слушать стоя. Пример тому мы находим в Танахе: когда Эглон, царь Моава, слушал слова Эгуда "Слово Б-жье есть у меня к тебе", он, несмотря на свою тучность, встал (Шофтим, 3:20,21). Отсюда и заключают, что если уж нечестивый язычник-нееврей встал, чтобы услышать слово Б-жье, - то мы, евреи, избранные Всевышним для служения Ему, тем более обязаны вставать, чтобы услышать слова, исполненные святости.

3. Тот, кто произносит "Кадиш", обязан склонять голову при следующих словах: шмей раба, ви-карев мешихей, веимру амен. После этих слов он поднимает голову и тут же снова склоняет ее, продолжая: йегэ шмей, склоняет ее при слове итбарах, поднимает и тут же снова склоняет ее, продолжая: веиштабах... веитгадалъ, повторяет то же самое, продолжая: шмей декудша, и опять склоняет голову при произнесении слов веимру амен. Произнося "Кадиш шалем", при словах веимру амен, заключающих дополнение "Титкабель", также слегка склоняют голову.

Последнюю фразу "Кадиша" произносят так: при словах осэ шалом бимромав наклоняют голову направо, на слове гу - вперед, на словах яасэ шалом алейну - налево, и веаль... амен произносят, наклонив голову вперед.

Перед последней фразой отступают назад на три шага, первый из которых (в отличие от "Шмонэ-эсрэ") делают правой ногой, а закончив ее, - возвращаются вперед на прежнее место, тоже делая первый шаг правой ногой.


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .