Почему религиозные не служат в армии?
Можно ли считать евреем того, кто слышать не хочет о своем еврействе?
Сумеет ли религия ужиться с наукой?
Почему Тора против смешаных браков?
Эти темы и десяток других вспыхивают то и дело в разговорах, заставляя собеседников повышать голос и перебивать друг друга. Но это так, поверхность. Сложнее и важнее то, что они, куда деваться, проникли под кожу и колючками ломкими засели в душе.
Может, Ребе поможет вам вынуть их и отбросить в сторону...
...Если вы недовольны какими-то людьми — разве это повод, чтобы, не дай Б-г, менять свое отношение к Всевышнему?! Такая позиция может принести вред как самому человеку, так и его близким, чтоб это никогда не случилось...
Компьютер Всевышнего
Шалом и благословение!
Признаюсь, я колебался, нужно ли отвечать на ваше письмо. Нередко люди задают вопрос не для того, чтобы узнать что-то новое, а с тем, чтобы еще больше утвердиться в прежней точке зрения, порой довольно предвзятой. Однако то, с каким уважением вы пишете о Торе, и то, что, будучи юристом, вы по роду деятельности обязаны искать законность и истинность любого факта, заставили меня взяться за перо. Тем более, что Тора предписывает нам судить о любом человеке с хорошей стороны, если у нас нет доказательств обратного...
Теперь о сути проблемы. Вы спрашиваете, как гуманный и культурный человек сможет выполнить предписание уничтожить полностью народ Амалека — главного ненавистника евреев, — включая грудных детей?.. Любой диалог предполагает наличие общей платформы и ряда принципов, которые признают обе стороны. Я надеюсь, что оба мы признаем Б-жественность Торы. Другими словами: Тот, Кто ее дал, это не человек, и у Него есть свойства, которые человеку недоступны, например, всемогущество или знание всего, что творится на свете и в сердцах людей.
Теперь о борьбе евреев с народом Амалека. Как я понял, первая схватка с ним не вызывает у вас сомнений в ее "законности". Амалек вероломно напал на евреев, когда они шли по пустыне, и евреи вынуждены были взяться за оружие. Как сказано в Талмуде: "Если человек пришел погубить тебя, убей его первым..."
Нужно упомянуть еще одно качество Всевышнего: умение видеть будущее. Предположим, что существует компьютер, который фиксирует все, что происходит во вселенной, и может с предельной точностью моделировать то, что произойдет потом. Получив информацию о грудном ребенке, включая наследственность, наклонности души, черты характера, этот чудесный компьютер сможет рассчитать, что из него получится в будущем: достойный член общества или преступник, строитель или разрушитель.
Наш Творец, мягко говоря, может не меньше, чем подобный компь- ютер. Ему известны исходные данные: Амалек напал на евреев, с которыми у него не было никаких счетов, он атаковал народ, идущий по безлюдной пусты-не, никому не причиняя зла. Всевышний знает, что "семя Амалека" будет вести себя так же на протяжении всех следующих поколений, вплоть до прихода Мошиаха. Поэтому Он дал нам приказ, единый для всех времен: уничтожить полностью этот народ.
В Торе описано также, что может случиться, когда этот приказ не выполняется. Царь Шауль, разгромив племя амалекитян, нарушил волю Творца, промедлив с казнью их царя Агага. Тот успел зачать ребенка, среди потомков которого был Гаман и десять его сыновей. Заручившись согласием персидского царя, они подготовили план тотального уничтожения еврейского народа, и только самоотверженность героев Пурима спасла нас от страшного конца.
Теперь позвольте задать один вопрос. Как человек гуманный и культурный что бы вы предпочли: уничтожить одного царя Агага, о котором в "компьютере Всевышнего" сказано, что среди его потомков будет тот, кто задумает уничтожить весь наш народ, или перебить 75000 погромщиков, собиравшихся исполнить приказ Гамана? Евреям пришлось уничтожить их и, хотя победа была на нашей стороне, но дом Яакова никогда не радовался пролитой крови...
Еще одна деталь. Хотя события Пурима подтвержают истинность приказа уничтожить "семя Амалека", но выполняем мы эту и все другие заповеди не потому, что сумели подыскать для них рациональное объяснение.
Человеческий разум ограничен, а его носитель еще больше ограничен в пространстве и во времени. Что же касается заповедей Торы, то они обладают свойствами Того, Кто их дал — бесконечностью и безграничностью. На протяжении нашей долгой истории евреи выполняли эти заповеди "без проверки", с полной верой, готовые пожертвовать ради них всем, и даже жизнью своей и своих детей — если вернуться к началу нашего разговора...
Надеюсь, что теперь вы сможете по-новому взглянуть на ту проблему, которую мы обсуждали, и на другие, похожие на нее...
Пропавшие дети
ЭТА история возникла вместе с образованием государства Израиль и не может закончится до сих пор. Суть ее вкратце такова. Озабоченные проблемой заселения и обороны молодой страны, сионистские лидеры призывали совершить алию евреев из стран арабского мира. Люди, которые ступали с трапа самолета на Святую землю, были религиозны и не горели желанием оставить Тору, чтоб получить взамен свитки марксизма-ленинизма. Особенно это касалось евреев из Йемена с их черными витыми пейсами, тысячелетиями (!) хранивших в неприкосновенности закон Б-га и обычаи предков.
Социалисты в шортах стали думать, как решить эту проблему. Не допускать открытия религиозных школ — это понятно. Но кроме этого есть еше один вариант, и прогрессивный, и выгодный: красть детей из многодетных семей, по тому или иному поводу попавших в больницы. Продавать ребенка в бездетные семьи за границей, а родителям говорить, что он умер. В этом скотстве приняли участие почти все политические партии Израиля, в том числе религиозные. Или активно — участвуя в продаже детей, или пассивно — храня заговор молчания, дабы не лишиться финансовой помощи правительства, удержаться внутри системы.
Шила в мешке не утаишь. Все эти годы семьи пропавших детей требовали государственного расследования, все эти годы правительство не соглашалось, тупо оттягивая время. Бывшие комсомольцы, удобно сидя в высокооплачиваемых креслах, пытались объяснить, что на самом деле никто никого не крал, все крики об этом — бред, фантазия...
Любавичский Ребе, опираясь на свои тайные каналы знаний, ставит точки над "i" в этой проблеме. И, что самое неприятное, он дает тяжелую затрешину религиозной элите Израиля: почему молчали?
Почему молчите?..
Воспитание, не рабство
Есть родители, считающие, что они полновластные хозяева над своими детьми. Если захотят — будут воспитывать их в духе Торы, если нет — бросят их в огонь светского образования. Это ошибка. Родители не владыки над детьми. Всевышний посылает их нам на воспитание, и нужно, чтобы это воспитание было еврейским, в духе Торы и ее заповедей. Тот, кто избирает другой путь, содрогнется потом, видя, к каким результатам это привело, на какие страшные поступки оказались способны его потомки...
Гангстер в тефиллин
Известна всем история, случившаяся 30-40 лет тому назад, когда в Эрец Исраэль начали приезжать евреи из Йемена, Ирана и других мест. Маленьких детей стали забирать у родителей под предлогом, что они нуждаются в медицинском обследовании, прививках и т.д.
Потом родителям лгали, что ребенок скончался... Главный мотив, который двигал похитителями, заключался в желании оторвать детей от родителей, соблюдавших заповеди Торы. Чтобы им не удалось передать свою веру в Творца и Его закон новому поколению. Ради того, чтобы поделиться с малышами "счастьем" светского образования, их крали из родного дома.
И кто же оказался среди главарей похитителей? Еврей, который накладывает тефиллин, молится три раза в день, соблюдает Тору и мицвот в своей частной жизни!.. Он не только не остановил воров, он помогал им в этом преступлении!
Как же похитители сами себе объясняли свои поступки? "Мы спасали их, мы привезли их на родину, поэтому они принадлежат нам целиком..."
Это даже не рабство, это еще хуже. К человеку относятся как к вещи, которую можно оставить себе, или продать, или сжечь. Только в этом случае речь идет не о сожженных вещах, а о сожженных душах.
Сотни маленьких детей пропали тогда из своих домов, и до сих пор родители не знают, что с ними стало, где они находятся сейчас. А те, кто воровал... Они не только не пытались исправить содеянное, они потом еще несколько раз при удобном случае повторяли то же преступление с детьми олим. И никто не возмутился, и никто не открыл рта.
Где же те, которые претендуют на то, чтобы представлять в Эрец Исраэль высокие критерии ортодоксального еврейства? Почему они не заступились, не подняли шум? Почему молчат до сих пор?..
Даже если ребенку сорок лет...
В последние годы нашлись люди, которые обратились в правительственные инстанции, попросили показать им списки пропавших детей и всю документацию, связанную с этим. Им никто не помогает, на них стараются не обращать внимания, более того, они стали предметом сплетен и насмешек.
Правда, кто-то из похитителей раскаялся и просит у Всевышнего прощения за страшные грехи, совершенные им. Однако Всевышний не может простить вора полностью, пока тот не вернет украденное. Даже сейчас, спустя 30-40 лет, можно найти следы пропавших детей.
В государственных учреждениях, связанных с похищениями, есть точные списки детей и места, куда они были отправлены. Беда в том, что эти списки по-прежнему хранятся за семью печатями. Есть люди, которые считают, что теперь ничего нельзя исправить. Дети, похищенные из религиозных семей, воспитаны в совершенно другой атмосфере и находятся уже не в том возрасте, когда легко начать все сначала.
Конечно, возвращать детей в их настоящие семьи — это задача тяжелая до крайности. Но кто же из людей, живущих на земле, может взять на себя смелость заявить, что с таким-то евреем уже ничего нельзя сделать, что путь в еврейство, путь к Торе для него закрыт?!
Все время, пока мы не исправляем преступление, — оно продолжается. И еще того хуже — оно может повториться вновь... Когда человек видит, что в доме пожар, он наверняка не пожалеет никаких усилий, чтобы выручить людей, которые находятся там. И даже если дом выглядит пустым, он все же постучится в каждую дверь и в каждое окно — а может, есть тот, кто нуждается в спасении... Еврейских детей надо спасать. Даже если им исполнилось сорок лет, даже если они пока не испытывают никакой тоски по украденной у них Торе и пропавшим родителям.
Любой человек, который может помочь вернуть их в потерянный дом, обязан это сделать. Что касается всех остальных, то они должны (и теперь понятно, почему) приложить все усилия, чтобы еврейские дети воспитывались по-еврейски, в духе Торы и ее заповедей. Чтобы мы находили новых евреев, а не теряли их...
Корабль с пробитым дном
Это ответ Ребе на письмо, где, очевидно, задается вопрос по поводу смешаных браков.
Брак еврея или еврейки с представителем другого народа — это одно из самых больших несчастий, которые только можно представить. Не только потому, что при этом нарушается запрет Торы, не только потому, что это плохо скажется на всем нашем народе... Смешанный брак — это также обман противоположной стороны, нееврея или нееврейки, которые вошли в вашу семью.
Всем известно, что даже если женятся люди одной национальности и из одной среды, в этом все равно есть известная доля риска: подойдут ли они друг к другу, сможет ли сохраниться этот брак. Даже если они давно общались и прекрасно знают друг друга — совсем не факт, что они уживутся после свадьбы, когда судьба "зашвырнет" их под одну крышу, и они будут видеться 24 часа в сутки, день за днем, неделю за неделей...
Тем более это относится к ситуации, когда женятся представители двух миров, между которыми на протяжении десятков поколений лежала пропасть. Шанс на то, что этот брак не распадется, очень мал.
Добавьте к этому ту вражду и ненависть, которую питали к евреям народы, среди которых они находились в галуте. Психологи считают, что предрассудки, отшлифованные десятками поколений, укореняются в характере человека очень глубоко...
Мне скажут: есть немало смешанных браков, которые не заканчиваются разводом. Но много ли в них счастья? Люди по природе своей стесняются неудач и иногда "тянут" мертворожденный брак, притворяясь, что у них все в порядке. Кроме того, есть статистика. Она говорит, что, даже при той эпидемии разводов, которая постигла многие страны, смешанные браки распадаются много чаще, чем обычные.
Не надо говорить о том, что крах смешанного брака или отсутствие радости в нем "бьет" по родителям супругов с обеих сторон, которые хотели бы видеть своих детей счастливыми. Но самое страшное — это судьба рожденных в этом браке детей. Они вынуждены быть невольными свидетелями постоянных ссор, на которых к тому же лежит отпечаток старинной вражды, длившейся тысячелетия.
Мне скажут: "А любовь?" И я отвечу: есть случаи, когда элементарная порядочность требует отказаться от недолгого наслаждения, если ты не желаешь гибели того, в кого влюбился. Например, если один из вас опасно болен или уже женат и т.д. К этой категории относятся и смешанные браки. Со стороны еврея или еврейки непорядочно тащить представителя другого народа на корабль с пробитым дном, который затонет недалеко от берега...
Если б социологи умели читать мысли людей, состоящих в смешанных браках, они бы зафиксировали искренний совет не повторить их ошибку. На этом я хотел бы закончить, поскольку не вижу смысла слишком долго обсуждать эту очень больную тему.
Небольшое замечание: надо помнить, что согласно Галахе еврейство ребенка, рожденного в смешанном браке определяется по матери. Если отец ребенка нееврей, а мать еврейка — от обязан соблюдать все заповеди Торы. Что совсем нелегко в этой ситуации...
Этому есть другое название...
Ребе отвечает женщине, которая пишет: "Мой муж настаивает, чтобы я сделала аборт..."
Надо писать не "аборт", а "убийство". Для меня ясно, как день, что ни мать, ни отец будущего ребенка (их ребенка!) не имеют права даже допустить в голову такую мысль. Нормальный человек, даже если он называет себя "несоблюдающим", не позволит себе совершить убийство... Даже нацисты, да сотрется их имя, не разрешали убивать своих детей, а только еврейских — чтоб они жили вечно...
Да, так и было
Последний билет
Для справки: мормоны — это одна из больших христианских сект, возникшая в Соединенных Штатах в 19 веке. В ней есть свои "пророки" с соответствующим предсказанием конца времен, разрешено многоженство, имеется претензия на объединение под своим крылом всех духовных учений и религий. Обойдя на несколько корпусов католиков, мормоны, идя ноздря в ноздрю с финскими протестантами, пытаются "обращать" евреев. Их столицей является Солт-Лейк-Сити в штате Юта. Здесь и начинается наш рассказ.
Время зимних каникул и отпусков. Здание аэродрома было переполнено. Большинство пассажиров ждало рейсы в восточные штаты, в основном, в Нью-Йорк. Тот, кто не заказал билет заранее, пытал свое счастье на положении "стэнд-бай" — ждал, может, кто откажется, и тогда посадят его. Среди этих людей был Аарон-Дов Гальперин, улыбчивый мужчина с бородой и в шляпе, главный редактор журнала "Кфар-ХАБАД" Не очень он верил в свою удачу, заполночь, в неудобном пластиковом кресле. Но вдруг репродуктор в зале ожидания прокричал его имя. Стюардесса, улыбаясь сквозь зевоту, сказала жестяным голосом:
— Еще одно место в рейсе на Нью-Йорк. Бегите, сэр, они уже закрывают...
Он побежал и успел. К довершению удачи в соседнем кресле сидел еврей, приветствовавший хабадника на чистом иврите. Гальперин попытался "ухватить" ситуацию. Он спросил:
— Летишь с пересадкой из Лос-Анджелоса?
— Нет, отсюда, из Солт-Лейк-Сити.
— Бизнес, куплю-продам?
— Я ответственный работник церкви мормонов. Вроде миссионера, если говорить по-вашему...
Попутчик попытался втянуть Дова Гальперина в беседу об особенностях различных религий (имея в виду, вероятно, что мормоны взяли ото всех самое лучшее). Но журналист решительно заявил, что не желает говорить об этом.
— Боишься сделаться мормоном? — спросил сосед с улыбкой.
— Вот уж ни грамма. Просто не хочу залеплять нечистотой свои уши.
— Почему же так грубо? — поднял брови сосед (его звали Дэвид). — Неужели мы не можем обсудить все, как культурные люди?
— Потому что твоя религия это "авода зара", идолопоклонство, — буркнул хабадник. — От нее еврей должен бежать стремглав, вплоть до того, что жизнь отдай...
Попутчики взаимно надулись. В сонном мозгу Гальперина промелькнула мысль, что не худо бы немного расколоть собеседника, узнать, какими приемами пользуются миссионеры, завлекая евреев, и т.д. Но тут уже Дэвид оказался начеку.
— Для чего тебе это знать? — спросил он ядовито. — Думаешь, я в автобусе родился?
На израильском сленге это означает "не лыком шит". Гальперин понял, что сыщик из него сегодня никудышный, и предпочел задремать. То же сделал и его попутчик. Но вдруг, перед самой посадкой, Дэвид заявил:
— Я хочу увидеть вашего Ребе. Ты можешь мне это устроить?
Сначала журналист подумал так: "Чтоб миссионер вертелся перед моим Ребе? Да ни за что!"
Но вторая мысль звучала по-другому: "Какое я имею право помешать еврею встретиться с Любавичским Ребе? А может, это его единственный шанс!.."
Последнее соображение пересилило. Дов Гальперин сказал сухо и строго:
— Хорошо. В первый день недели Ребе раздает всем желающим свой знаменитый "доллар" — как цдаку и в знак благословения. Давай встретимся в час дня на остановке метро "Кингстон авеню", и я отведу тебя на "Севен севенти". Но предупреждаю: не вздумай открыть рот и начать болтать всю свою мормонскую чушь! Взглянул на Ребе, получил доллар — и двигай дальше...
Дэвид был согласен. В урочный день и час они встретились и после долгой очереди бывший израильтянин оказался лицом к лицу с Ребе. Дэвид заявил:
— Ребе, я мормон.
— Ты еврей, — ответил Ребе и протянул доллар.
— Да, но... — начал Дэвид.
Глава ХАБАДа оборвал его, протянув еще один доллар со словами:
— Успех на еврейских путях и успех во влиянии на оружающих!
— Уважаемый Ребе... — снова попытался начать Иоси.
Но в очереди за долларом много не говорят. Секретарь Ребе, рав Гронер, с помощью одного ешиботника, бойко подхватил Дэвида под белы руки и потащил к выходу.
Редактор "Кфар-ХАБАДа" не знал, куда деваться со стыда. Но Ребе смотрел спокойно и серьезно, без всякой укоризны. Он протянул Гальперину один доллар и сказал:
— Удача и благословение. Потом еще один, со словами:
— Это для журнала "Кфар-ХАБАД". И еще один, сказав:
— Чтобы ты услышал добрые вести.
На улице Гальперин хотел напуститься на ожидавшего его Дэвида, но подумал, что это может уменьшить воспитательный эффект встречи. Поэтому он сказал только:
— Ты же обещал мне кое-что...
Но Дэвид не помнил об обещании. Он бросил с вызовом:
— Я думал, что у вашего Ребе будет больше понимания и терпимости...
Дов Гальперин сжал кулаки, а потом разжал их и сказал, глядя в землю:
— Если б у Ребе не было понимания и терпения, он бы не дал свое святое благословение такому выкресту, как ты... Дэвид усмехнулся:
— Я постараюсь воспользоваться этим благословением, но лишь его последней частью. Там, где говорится о влиянии на окружающих... Редактор "Кфар-ХАБАДа" сказал с глубокой верой:
— Браха Ребе это не кусок колбасы, который можно резать на куски и брать, какой понравился. Я верю и знаю, что благословение Ребе, полученное тобой, исполнится на все сто процентов!
Мужчины помолчали. Еврей-мормон сказал:
— Во всяком случае, спасибо за участие. Гальперин отозвался:
— Оставь свой адрес или телефон, на всякий случай... Его собеседник поморщился:
— Чтоб ты сообщил их каким-нибудь ублюдкам, и чтоб те начали следить за мной?.. Нет уж, разойдемся по нулям...
Вышло, как он сказал. Два этих человека больше никогда не виделись. И все же Ребе сдержал слово, и Дов Гальперин получил добрую весть. Однажды на каком-то семейном торжестве он столкнулся с хасидом, проживавшим в Лос-Анд-желосе. Тот сказал между делом:
— Последние полгода у нас в еврейских кругах вертится один израильтянин, баал тшува. Зовут его Дэвид, он когда-то был активистом у мормонов, а теперь он борется с их миссионерами изо всех сил. Он говорит, что в свое время получил на это благословение у Любавичского Ребе. И также доллар, который Ребе дает, чтобы светила удача...
— Вот как? — откликнулся Дов Гальперин. И лед в его стакане дрогнул, стукнулся о толстое стекло.
Камень с души
Еврейская женшина написала Любавичскому Ребе письмо, где делится своими сомнениями. Она, светский человек, побывала на нескольких семинарах, где речь шла о Творце, о вере, о еврейской душе, и теперь не знает, как быть: продолжать идти прежним путем или сделать крутой разворот...
Ребе отвечает.
Получил ваше письмо от 16 декабря. Вы спрашиваете, чему доверять больше — тому, как вас воспитывали долгие годы, или тому, что вы услышали на протяжении двух вечеров?
Наверняка вы слышали такое выражение: "возвращение к истокам" . Наверняка вы знаете, что воспитание никогда не начинается с нуля. Ему предшествуют душевные наклонности, имеющие основу во внутреннем мире этого человека, в глубинной природе его души. Даже если воспитание потом идет вразрез с душою, то оно ничего не может с ней, душой то есть, сделать. Оно может лишь на короткое или на долгое время затушевать наклонности души, прикрыть их так, чтобы сам человек ничего определенного не знал об их существовании. Тому есть достаточно подтверждений в педагогике, медицине, биологии и других науках.
Однако порой бывает достаточно одного разговора, чтобы вся глыба "воспитания" , наваленного на душу, селилась с нее в один миг. Это происходит потому, что душа уже была внутренне готова к этому. Вот почему понадобился лишь маленький толчок...
Вы пишете о "двух вечерах" . Но за несколько тысяч лет до этого наши мудрецы сказали о евреях, что "они верят и потомки тех, кто верит" . Эту веру невозможно уничтожить, ее можно лишь завалить, накрыть чем-нибудь. И счастлив удел тех, кто избавится от этого мусора, узнает правду и вернется к своему Источнику.
Конечно, мой короткий ответ не исчерпывает всей глубины затронутой темы. Но, надеюсь, он в чем-то поможет вам.
Эволюция на троне
В этом письме я буду говорить обо всем открыто и прямо, так как уверен, что мои слова не будут восприняты вами превратно. Вы пишете, что ваше "светское" происхождение и научная подготовка не позволяют вам поверить и принять, что порядок Творения происходил именно так, как он описан в Торе (к слову должен заметить, что приятие или неприятие Торы никак не влияет на вашу обязанность выполнять ее заповеди).
Я считаю, и в этом мне помогают долгие годы, которые я провел в университетах Берлина и Парижа, что описание Творения в книге Берешит совсем не противоречит научному мировоззрению. Те, кто "с позиций науки" отрицают порядок Творения, на самом деле не являются учеными. В наши дни в науке утвердилось мнение, что нет и не может быть однозначного, на сто процентов, объяснения той или иной проблемы. И дело не в том, что знания по данному вопросу могут быть неполны. Наука в принципе, по природе своей не может заявлять: "только так и никак иначе".
На что способна наука? Она изучает явление, классифицирует его, предлагает выводы и делает возможный прогноз. Если есть возможность, она старается подтвердить свои выводы и прогнозы с помощью опытов. Если опыт согласуется с прогнозом, можно сказать, что такое явление, скорее всего, существует.
Если по поводу будущего наука может со значительной мерой достоверности оперировать словами "вероятно так", то по отношению к прошлому такая возможность у нее отсутствует. Здесь возможны лишь предположения — и не более того. Но если эти предположения подаются в школьных учебниках как проверенные факты, такой подход не имеет с наукой ничего общего.
Приведу один пример. Согласно системе Птолемея, Солнце вращается вокруг Земли. Впоследствии Коперник выдвинул другую версию: Земля вращается вокруг Солнца. Эта версия была принята ученым миром, ее можно встретить сейчас во всех учебниках. Однако теория относительности, появившаяся в двадцатом веке, утверждает нечто новое: если две системы находятся в движении, то совершенно невозможно утверждать, что вокруг чего вращается.
Я сказал как-то одному профессору: "Почему бы вам не объяснить ученикам, что, с точки зрения теории относительности, утверждения Птолемея и Коперника возможны в равной мере?" Он отвечал: "Тогда я перечеркну все, чем гордилась наука в девятнадцатом веке и потеряю уважение коллег, а то и работу..." Я спросил: "А как же истина?" В ответ было молчание.
Завершая наш разговор, я хочу отметить два достижения, которыми славится наука двадцатого века: 1) теория относительности; 2) знание, что выводы ученых относятся к сфере возможного и не являются истиной в последней инстанции.
К сожалению, многие учебные заведения, университеты в том числе, находятся в плену наивного категоризма девятнадцатого века, когда почти любая теория приобретала статус закона. Это относится, конечно, и к теории эволюции...
Истина за кадром
Вы пишете, что трудно понять, как Всевышний, Который добр и милосерд, посылает в мир землетрясения или извержения вулканов, приносящие огромный ущерб и гибель людей...
Свой ответ я хотел бы начать с простого примера. Предположим, что вы зашли в дом к человеку, которого мало знаете, и увидели, что он сладко спит или, напротив, трудится напряженно и творчески, в поте лица. В первом случае можно предположить, что это лодырь, живущий серо и бесполезно. Во втором — что перед нами один из тех, на которых держится мир.
И то, и другое мнение, скорее всего, будет ошибочным. Тот, кто спал, может оказаться дельным и серьезным человеком, который прилег, чтобы перевести дух. А тот, кто работал, оказывается, делал это, чтобы получить вознаграждение и сразу забыть о делах своих рук.
Общее правило: тот, кто наблюдает лишь малую толику происходящего в подавляющем большинстве случаев обречен на ошибку. Явление, которое кажется нам плохим, поменяет свою окраску, если мы узнаем, что предшес-твовало ему и что произойдет потом.
Мы говорим об отдельных ошибках, но тем более это свойственно общему взгляду человека на мир, в котором он живет. Извержения вулканов или землетрясения — это лишь одно звено в цепочке событий, которая началась от сотворения мира и закончится в конце времен. Тот, кто вырвет из этой цепочки одно звено и начнет "анализировать" его — неизбежно ошибется.
Все сказанное совсем не повод, чтобы еврей считал себя песчинкой в океане мироздания. Знание границ своих возможностей помогает ему направить свои силы туда, где еврей незаменим: он может переделать физический, низкий мир и сделать его жилищем Творца. Тогда изменится земля, мудрость Б-га зальет весь мир. И многие тайны перестанут таковыми быть.
Тора по радио
В СВОЕ время среди раввинских авторитетов велась дискуссия о том, можно ли использовать средства массовой информации, достаточно запятнавшие себя показом разврата, садизма и прочей гадости, для трансляции уроков Торы. Любавичский Ребе тоже принял участие в обсуждении, указав на один аспект, скрытый от многих...
"Телевизор-грешник"
Всем известно, каким превосходством обладает распространение Торы по радио. Этот способ выше тех ограничений, которые накладывают на нас пространство и время. Он позволяет в тот же миг, когда сказано слово, сделать его слышным в любой точке земного шара.
Впрочем, есть люди, которые утверждают, что нельзя использовать радио, ТВ и другие средства массовой информации для святых целей, поскольку они изначально связаны с "ситра арха", т.е., с другой, нечистой стороной этого мира. И действительно: если кому-то придет в голову запачкать чужие души, детские души, то радио и телевидение предоставляют для этого широкие возможности. Означает ли это, что средства массовой информации "греховны" по своей природе?
Наши мудрецы утверждают: "Все, что создал Всевышний в Своем мире, сделано только для Его славы..." Или радио и прочие новинки техники не дело Его рук?! В Талмуде говорится, что никакой колдун не в силах сделать нечто на самом деле новое, хотя бы сущую мелочь. Б-же упаси сказать, что кто-то, кроме Всевышнего, Благословен Он, способен на творение. Всевышний сотворил небеса, землю и все их воинство. Только Он может сделать нечто из ничего. Это краеугольный камень нашей веры.
Преждевременные роды
Если нет сил помешать хорошей вещи появиться на свет, нечистая сторона этого мира иногда старается изо всех сил ускорить ее появление, чтобы человек получил в руки то, с чем ему пока трудно совладать.
Цель создания каждой вещи, Б-жественный замысел, заложенный в ней, объясняется в Торе. Наши мудрецы утверждают, что все множество предметов, наполняющее мир, существует ради Торы и ради евреев. Даже комара Всевышний создал на славу Себе. Что же говорить о радио — мощной силе, которая изначально заложена Б-гом в природу нашего мира. Вопрос в том, как мы ею воспользовались...
У еврея есть свобода выбора. Как сказано: "Я дал тебе сегодня жизнь и добро... Так выбери жизнь!" Каждый сам обязан решить, использует ли он чудеса нашего мира, новинки цивилизации, для славы Всевышнего. Или он пользуется ими для личых целей, или, еще хуже, для того, чтобы нарушать заповеди Торы.
Все золото мира
Спросили язычники у еврейских мудрецов в Древнем Риме: "Если Всевышнему ненавистно идолопоклонство, почему же Он не уничтожит это?" Отвечали евреи: "Есть глупцы, которые поклоняются луне и солнцу. Так что же, из-за них разрушить весь мир?.."
Говорят еще наши мудрецы: "Не был наш мир достоин пользоваться золотом. Для чего же оно было создано? Для того, чтобы блистать в еврейском Храме..."
Мы видим, что золото вошло в человеческий обиход не просто так (для будничных целей хватило бы меди и серебра), а для служения Творцу.
Но ведь золото было создано в начале Творения. С той поры до исхода из Египта и строительства "Мишкана", святилища в пустыне, прошло 26 поколений! Золото использовалось для целей, далеких от святости, даже для идолопоклонства. Это было до потопа, и после потопа, в Вавилоне и затем в Египте...
Можно сказать так: именно потому, что золото изначально предназначено для службы Творцу, нашлись глупцы, которым захотелось воспользоваться силой, заложенной в нем, чтобы нарушать законы Всевышнего. Но это не меняет сути дела: золото должно блистать в Храме.
Это касается всех вещей этого мира. Всевышний сотворил их на славу Себе, ради Торы и ради евреев. То же относится и к средствам массовой информации.
Если говорить об уроках Торы по радио, то нужны две вещи, чтобы осуществилось из предназначение: техническое устройство, принимающее радиоволны, и благословение на Тору, которое каждый еврей произносит каждое утро. Сила этого благословения поворачивает наше сердце к Творцу. Энергия радиостанции разносит голос Торы по всему миру. И огромное число евреев получают возможность учить вместе Талмуд, или Пятикнижие, или Танию.
Теперь понятно, почему радио появилось на свет...
Не злись, молись
...Если вы недовольны какими-то людьми — разве это повод, чтобы, не дай Б-г, менять свое отношение к Всевышнему?! Такая позиция может принести вред как самому человеку, так и его близким, чтоб это никогда не случилось... Что же касается недовольства... Надо помнить, что человек никогда не сможет объективно оценить ситуацию, в которой участвует он сам. Что же делать? Посоветоваться с друзьями, которые понимают в данном вопросе, и, конечно, попросить помощи у Всевышнего...
Не для тела
Излишне говорить о том, что соблюдение заповедей улучшает наше здоровье. И не нужно говорить об этом — ведь мы выполняем мицвот, чтобы исполнить Волю Творца, чтобы объединиться с Ним, а не для какой-либо материальной пользы.
Только в одном случае можно объяснить, что, выполняя мицву, ты становишься здоровее: когда вы беседуете с душевнобольным (в различных аспектах этого понятия) и невозможно по-другому привлечь его к соблюдению заповедей. Чтобы спасти его, нужно пойти на все — и даже на разговор, что заповеди полезны для тела.
Пусть скорее исполнится пожелание Торы: "Благоговеющие перед Творцом будут говорить, товарищ с другом..." И пусть будет Воля Всевышнего, чтобы ваши усилия привели к ощутимым результатам...
"От имени" и "для удобства"
Вы спрашиваете, можно ли молиться в синагоге, где в субботу и в праздники пользуются микрофоном? Странно, что вы еще сомневаетесь... Микрофон в шабат —это осквернение субботы или праздничного дня, сделанное публично, что еще больше усугубляет ответственность.
Поскольку руководители синагоги сделали это "от имени" и "для удобства" всех, кто находится в ней, возникает вопрос, стоят ли хоть что-то молитвы и чтение Торы, совершаемые в этом помещении — даже тогда, когда не пользуются микрофоном...
И еще одно. То, что заповеди Торы нарушаются в месте, где люди должны узнавать о них, является "принижением Имени", отчего тяжесть проступка становится в несколько раз больше. Для меня совершенно очевидно, что лучше молиться в одиночку, даже в такие дни, как Рош а-шана и Иом-Кипур, чем идти, не дай Б-г, в такую синагогу...
Сердцевина дерева
Вы пишете, будто я хочу оставить вас в позиции "глухой защиты". Ни в коем случае! Я просто поделился несколькими идеями, которые не только являются предметом моей веры, но и не противоречат обычной житейской логике. Очевидно, стоит объяснить их более подробно.
Если спокойно и объективно взглянуть на длинную историю нашего народа, на нашу общую судьбу, которая отражается в жизненных обстоятельствах каждого еврея, то можно сделать вывод, что единственной вещью, которая сберегла наш народ, является Тора. Вы медик, представитель сферы наук, которую называют эмпирической, опирающейся на опыт и наблюдения. Порядок здесь таков: сперва нужно удостовериться в истинности фактов, затем найти то, что их объединяет, и потом уже вывести формулу или закон. Все, кто желают получить схожие результаты, дожны пользоваться этой формулой. Если они понимают ее смысл — хорошо, если нет — обходятся без понимания. Например, больные с доверием принимают зарекомендовавшее себя лекарство, даже если не знакомы с принципом его воздействия на организм.
Если вернуться к нашей истории, то нужно признать, что факторы, которые обеспечивают единство нации у других народов: общая территория, государство, язык и т.д. — к нам не относятся. Евреи жили в разных частях света, говорили на разных языках, не имели своего государства и, тем не менее, единство их сохранялось. Что же было той "таблеткой", которая помогла нашему народу выжить в условиях, когда другие нации прекращали свое существование? Данные опыта говорят, что этим чудодейственным лекарством была приверженность к закону Б-га, к Торе. Различные люди по-разному понимают еврейство и его цели. Но никто не может отрицать, что только благодаря соблюдению "аутентичной Торы", закона, который Моше-рабейну получил у Всевышнего на горе Синай, мы остались единым народом. Искреннее, каждодневное соблюдение заповедей помогло евреям остаться евреями.
Каждое поколение привносило в еврейство новые планы, идеи, точки зрения, и это легитимно, правда, при одном условии: что не отрицается Тора Моше, не подыскивается ей "замена", не ослабляется то, что является сутью еврейства. Это стоит взять в расчет, когда люди, чтобы сберечь свое еврейство, начинают восторгаться своей родословной или настаивают, чтобы все вокруг говорили на иврите. Их намерения хороши, однако надо понимать, что это не является сердцевиной дерева.
Евреи по природе своей склонны к оптимизму, недаром нашу Тору называют "Тора жизни". Поэтому я надеюсь и уверен, что наша переписка поможет вам теснее сблизиться с миром Торы.
Русская шхуна
Что делать, Саша?
Об Александре Фейгине я могу сказать, что он из тех, кто держит соседей и друзей в состоянии постоянной заинтригованности. Инженер по диплому и эрудит по призванию, Фейгин — дока в компьютерах, редактор хабадской газеты "Восхождение", признанный специалист в области арабского языка и религиозных течений в исламе и прочая, и прочая. Кроме того, он иногда берется спасать людей и делает это довольно-таки здорово. Здесь мы поговорим о том, как Саша, выступая в роли напарника знаменитого Ицхака Когана, ставил на ноги "Чернобыльский проект", который вылился в две школы, для мальчиков и для девочек, которые существуют в Кфар-ХАБАДе. А также в сотни спасенных, и не только от радиации, жизней. И по-арабски, и по-русски Саша изъясняется с мягким южным говорком, внося в смысловое поле всякие шутки и приколы. Что ж, так его в Харькове научили...
Итак, Фейгин.
"Все началось со звонка Шифры Морозовой из Кфар-ХАБАДа. Она взволнованно кричала в трубку: "Мне рассказали, что христианские миссионеры собирают еврейских детей из чернобыльской зоны и хотят везти их в лагеря для лечения и всего остального... Что делать, Саша, что делать?!"
Насчет "что делать" я пошел к Изе Когану. Он завелся с полоборота. Мы немедленно обратились с этой проблемой в совет хабадских раввинов. Совет не пришел в восторг ни от миссионеров, ни от Чернобыля, ни от нас с Изей. Мы услышали много мудрых слов типа "семь раз отмерь" и тому подобное. Тогда мы написали письмо Ребе. Почти немедленно пришел ответ. Вот, цитирую: "Передать от моего имени нашим раввинам и "асканим"[1], да продлятся их дни, что они несут личную ответственность за каждого мальчика и девочку, которых ХАБ АД, не дай Б-г, откажется принять".
Крепкий ответ. Мы пошли с этим письмом обратно к раввинам, и они выслушали его с должным почтением. Но безумной, бьющей через край радости по-прежнему не читалось на их лицах. Впрочем, рав Шмуэль Хэфер, директор школы для девочек в Кфаре решил поехать в Белоруссию, чтобы изучить обстановку на месте. Он увидел в одном из городов счетчик Гейгера, укрепленный прямо на здании муниципалитета. Какой-то еврейский мальчик схватил его за штаны и закричал: "Дядя, увезите нас отсюда!" Еврейское сердце не камень, рав Хэфер потек. Он сказал: "Хорошо, я возьму к себе девочек..."
А кто возьмет мальчиков? Мы с Изей присмотрели пустующую гостиницу для "олим хадашим" в Кфар-ХАБАДе. Ребе дал согласие, чтобы устроить там школу для мальчиков. Но мэр Кфара повел себя в точности, как сталинский чиновник, против которых он сам, его друзья и родичи так героически боролись в холодной России. Он огорошил: "А мне Ребе ничего не говорил..." Но мы интриговали, канючили, и все-таки гостиница попала в наши руки.
Денег, естественно, не было. Поехали за ними в Америку. Состоятельные и откровенно богатые евреи давали позорно мало и часто (без юмора) говорили "приходите завтра". Мы приходили и получали зеленую бумажку с одним нулем, а гройсе маисе... Но, как в жизни бывает, дело наладилось. На нашу сторону стал рав Ааронов, глава "Цеирей ХАБАД". Школу открыли, стали привозить детей.
Это отдельная история, что не было денег на самолет и чего нам стоило организовать первый рейс... Я лучше расскажу про девочек, поскольку с ними связан еще один ответ Ребе. В первой партии был очень большой возрастной разрыв — от 6 до 15 лет. Эмоциональный фон — жуткий. Малолетки плакали и просились назад к маме. Но, во-первых, матери не очень ждали их назад, а во-вторых, у многих были такие матери... Хочу добавить, что почти все воспитанницы были еврейками по галахе, но это только усложняло дело...
Старшие девочки домой не просились. Многие из них в полной мере хлебнули той культуры — выпить, курнуть и прочее. Каким-то образом окрестные арабы (Лод, Рамла) пронюхали, что в харедимном Кфаре появились "такие" девицы. И стали лезть во все дыры, чтобы обменять шекели на остальное...
Бедный рав Хэфер! Я говорю это без всякого юмора, полностью понимая, насколько он страдал. В его школе прежде могли выгнать ученицу даже не за гольфы вместо положенных чулок, а просто за чулки с узором... А теперь Коган с Фейгиным подсунули ему такое счастье...
Рав Хэфер написал Ребе отчаянное письмо. И получил ответ, где Ребе писал, что он, как глава школы, имеет право для блага остальных отчислить того, кого считает нужным. Рав Хэфер вздохнул с облегчением. Но в письме была приписка: "Отчисляя каждую, нужно понимать, что в этот момент вы перерезаете нить, идущую от наших матерей, Сары, Ривки, Рахель и Леи..."
Когда я прочел эту приписку, меня бросило в дрожь. Воображаю, что почувствовал рав Хэфер...
В результате никто или почти никто не был отчислен. Благодаря самоотверженной работе воспитательниц Ципоры Гробальчик и Нины Аш чернобыльские девицы постепенно превращались в еврейских, начинали походить на Сару и Ривку. Как вспомнишь все это...
Продолжение на стр. 164
Явление, которое кажется нам плохим, поменяет свою окраску, если мы узнаем, что предшествовало ему и что произойдет потом.
[1] Слово "аскан" на русский язык непереводимо. Оно означает общественного деятеля, который собирает деньги на добрые дела, лоббирует интересы своей группы в Кнессете, имеет знакомства тут и там, сидит в президиумах и вообще ведет жизнь кочевую, неспокойную, отдыхая душой только на многолюдных свадьбах своих внуков и племянниц.