Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Еврейская улица

Жена моя будущая мечтала об Израиле. Ее папа, благословенной памяти, сказал:

— Эй, послушай… Ты не торопись. Евреи, когда они вместе, это совсем не то, что по отдельности.

Он оказался прав, и как!

Множество индивидуалистов, чью спортивную форму поддерживал страх перед гоями, вдруг оказались среди сплошных своих.

И удивились, и ужаснулись, насколько нелегко, больно и напряженно из стольких одиночек сложить единый народ.

Процесс.

И Ребе, наклонившись, учит малышей со второй и третьей ученой степенью ходить среди своих, жить в еврействе.

Удачи нам.

У еврея есть особая душа. Из нее рождается то, что называют еврейским чувством и еврейским сердцем. Они обязаны получить практическое выражение в окружающем нас мире, иначе — зачем они?.

Високосный час

В високосный год месяц Адар в нашем календаре удваивается. Мудрецы потратили немало сил, чтобы выяснить, какой из этих двух Адаров считать основным, текущим, а какой дополнительным. Они пришли к выводу, что дополнительным является Адар-Алеф, тот, что идет сначала, а Адар-Бет — основным.

Если следовать здравому смыслу, то все должно быть наоборот. Текущие дела мы обычно пускаем первым номером и, если можем еще что-то добавить к ним, — добавляем. Но еврейский календарь учит нас, что иногда надо уступить дорогу «принципу високосности». Если тебе выпала возможность сделать что-то особенно хорошее, необычное, то, что не сумеешь повторить потом, тогда текущие дела нужно отложить в сторону, тогда первым номером идет непредвиденный, високосный месяц — или високосный час. Вследствие этого и в мире, и в душе еврея появляется то, что можно назвать «токеф ханхага това» — «мощь хорошего поступка».

Предположим, вы идете по улице и встречаете приятеля, который собирает деньги на помощь бедняку, оказавшемуся в отчаянной ситуации. Друг просит вас пожертвовать приличную, может, очень приличную сумму денег. С помощью Галахи вы начинаете объяснять, почему не можете дать ему эту сумму. Во-первых, у вас есть долги, а в «Сэфер хасидим» написано, что еврей не может делать больших пожертвований, если он еще не рассчитался с долгами. Во-вторых, вам нужно расплатиться за обучение детей в хедере, а также выполнить то, что записано в «ктубе» вашей жены, а именно: «одевать и обувать ее так, как водится у мужей еврейских…»

Хорошо, когда человек живет в рамках. Но иногда эти рамки, даже если все идет по Галахе, могут оказаться слишком узкими. Например: еврей встал утром и плотно поел. Он обязан это сделать, иначе он не сможет произнести в благодарственной молитве слова «и ел и НАСЫТИЛСЯ»… Дальше он собирается на прогулку, ведь Рамбам настоятельно советует делать это, чтобы тело было здоровым и крепким на службе Творцу. А перед прогулкой надо просмотреть газету, иначе случится беда: встретишь в парке знакомых, завяжется беседа о политике, а ты не будешь «в курсе»…

Вернувшись домой, еврей вдруг хлопает себя ладонью по лбу. Да, он недавно поел, поел плотно. Однако есть галахические авторитеты, которые утверждают, что нельзя произнести благословение после трапезы, если ты не пил при этом. И он, чтобы избежать нарушения, поспешно выпивает задним числом…

Странно: за все с пользой проведенное утро наш еврей ни разу не вспомнил, что у него есть какие-то долги. Наверное, потому, что в Галахе не сказано, что долги нужно возвращать именно утром. Можно и вечером. Можно завтра или как-нибудь потом. Он вспоминает о долгах, лишь когда выпадает «високосный час» и нужно кому-то помочь, кого-то спасти.

Подобное состояние наши мудрецы называют «Мицраим де-кдуша», «святым Египтом», когда еврей живет по Галахе, а душа его в плену у желудка… Что же делать? Знать, что иногда нужно действовать «вне рамок». Тогда и текущие обязанности наши будут выполняться полностью, по-настоящему, по Галахе, без всякого «святого Египта».

Мы говорим «хотим Мошиаха сейчас!», не дожидаясь, пока все будет отмыто и отчищено, пока все плотно поедят, и прогуляются, и выпьют задним числом. Если тебе выпала возможность сделать что-то особенно хорошее и необычное — не нужно ждать.

Миллиард в космосе

В 1969 году американские космонавты облетели вокруг Луны. Средства массовой информации откликнулись на это волной репортажей и интервью. Любавичский Ребе, верный хасидскому правилу использовать любое событие как урок для служения Творцу, тоже сказал пару слов о недавнем полете в космос…

ТОТ, кто устроил полет, он отобрал для этой цели троих людей и первым делом сказал им: вам придется отложить в сторону все личное, все свои желания и потребности. Вам придется подчинить каждую деталь жизни общему плану полета, в точности выполняя каждую мелочь. Вы будете есть тогда, когда вам скажут, и то, что вам скажут. Вы сможете заснуть только в назначенный час, и даже ботинки для вас мы подберем сами…

Им также объяснили: любое действие, которое будет отклоняться от плана, прежде всего поставит под угрозу миллиард долларов, который вложен в этот полет. А когда американец слышит слово «миллиард», он испытывает благоговейный трепет, хотя эти деньги не его, они все принадлежат дяде Сэму. И все равно: услышав про миллиард, он весь растворяется в этой мысли, забывая о собственном существовании…

Глядя на ситуацию глазами разума, космонавт также понимает, что любое отклонение от инструкций ставит под угрозу его жизнь, жизнь его товарищей по кораблю, жизнь всех тех, кто после них должен отправиться в полет. А кроме того, будет сорвана программа научных исследований. И зачем тогда нужно было посылать ракету к Луне?

Космонавт знает и верит в то, что небольшое нарушение может привести к огромным убыткам. При этом он совсем не обязан понимать ПОЧЕМУ это так. Ведь есть руководитель полета, человек, который всю жизнь посвятил исследованию космоса. Поэтому пилот не будет тратить время на споры. Ему сказали, что делать, и он верит, что так надо.

Конечно, он мог бы переложить ответственность на двух других космонавтов. «Я буду немножко нарушать, но они-то все строго соблюдают — чего же тогда бояться?» Но понятно, что он никогда так не скажет, потому что понимает: одно нарушение — и все пойдет насмарку.

Какой урок мы можем извлечь для себя и для еврейства? Вот он: любой поступок или проступок влияет не только на самого человека, но и на его семью, на всех соседей и, в конечном счете, на весь мир. Надо ли говорить, что соблюдение заповедей Торы весит гораздо больше того миллиарда, который вложили в полет к Луне…

Пирог перед молитвой

(Судя по содержанию, Ребе пишет студенту ешивы, который живет «взахлеб» — ест когда и что придется, спит по вдохновению и т.д.)

Из разговора с вашим уважаемым отцом я, к удивлению своему, узнал, что питаетесь вы совсем не так, как надо. Если нет порядка в еде, ослабевает тело, а это, в свой черед, мешает еврею учить Тору и соблюдать заповеди. Известно, как строго следил мой учитель и тесть, чтобы ученики его ешивы нормально питались и вовремя ложились спать. Известно также высказывание Ребе Цемах-Цедека: «Лучше сначала поесть, чтобы хорошо помолиться, чем быстро помолиться, чтобы потом поесть…»

Поскольку нынешнее поколение слабее предыдущих, есть авторитеты, которые разрешают подкрепиться перед молитвой куском пирога (с условием, что перед этим вы прочли первую часть молитвы «Шма»). Это разрешение относится к тем, кто, проснувшись, не сразу заканчивает молитву[1]. Мне кажется, вам нужно воспользоваться этим и не идти на устрожение. Ведь известно, что в некоторых случаях ненужное устрожение приводит к неоправданному облегчению… Надеюсь, что, получив это письмо, вы сумеете навести в своих обыденных делах должный порядок.

Неуклонно, каждый день

Вы пишете о своем старшем брате, который не такой уж религиозный, и вы не знаете, как можно повлиять на него в нужном направлении. Самая лучшая пропаганда — это на своем примере показывать, каким должен быть еврей. Вы должны неуклонно, каждый день следовать во всем указаниям нашей Торы, которую называют «Торой жизни». Лучше способа воздействия не придумаешь. Впрочем, если у вас есть друзья или знакомые, ровесники брата или постарше, способные повлиять на него, то это тоже может помочь.

Лучше победить сейчас

Письмо Ребе известной певице на идиш Нехаме Лифшиц, которая и в Союзе, и в Израиле занималась распространением еврейства, организовывала празднества у синагог во время Симхат Тора.

Браха и шалом!

Был рад услышать о ваших успехах… Пусть их используют ваши друзья и вы сами для того, чтобы приближать евреев к еврейству — к истинному еврейству. От этой близости зависит сила евреев и само их существование независимо от того, подвергаются ли они преследованиям и угнетениям извне или страдают от внутренних войн и раздоров. И в том, и в другом случае нужны сверхъестественные силы, чтобы выстоять и победить…

Понятно, мы видим это из нашей тысячелетней истории, что евреи в конце концов всегда побеждают. Но лучше победить сейчас, а не через сто лет. Жалко времени, жалко погибших душ, жалко наших тел, которые страдают в отрыве от еврейства.

У еврея есть особая душа. Из нее рождается то, что называют еврейским чувством и еврейским сердцем. Они обязаны получить практическое выражение в окружающем нас мире, иначе зачем они?.. Так же, как обычный человек живет — час за часом и день за днем, так еврей должен быть самим собой всегда, не делая перерывов.

Прежде всего, должна постоянно быть видна связь с источником его души и силы — с Творцом. Еврей ест не так, как все, а когда приходит суббота или праздник, то это для него не просто день отдыха. Сам отдых нужен для того, чтобы подчеркнуть особую святость этого времени.

Вы много пережили, много повидали, видели крах многих попыток спасти еврейский народ «по-другому», без Торы. Во время Симхат Тора евреи приходят в синагогу и радуются, что у них по-прежнему есть возможность обнаружить свое еврейство в изучении Торы, в соблюдении предписаний «Шулхан Арух», в открытом и гордом выполнении заповедей. Тогда откроется внутренний смысл этого праздника: что Тора — не музейный экспонат, она сопровождает каждый шаг еврея, каждый прожитый день…

Я также хочу упомянуть одну деталь, о которой мне было неудобно говорить на нашей встрече, поскольку она происходила в присутствии посторонних. Вам нужно уладить ряд дел, связанных с обустройством на новой земле, в Израиле. Постарайтесь заняться этим прямо сейчас, пока вас чествуют и привечают. Вы ведь помните народную поговорку: куй железо, пока горячо…

Не злись, молись!

Если вы недовольны какими-то людьми — разве это повод, чтобы, не дай Б-г, менять свое отношение к Всевышнему?! Такая позиция может принести вред как самому человеку, так и его близким, чтоб это никогда не случилось…

Что же касается недовольства… Надо помнить, что человек никогда не сможет объективно оценить ситуацию, в которой участвует он сам. Что же делать? Посоветоваться с друзьями, которые понимают в данном вопросе, и, конечно, попросить помощи у Всевышнего…

Второе дыхание

Отрывок из выступления Любавичского Ребе на открытии ешивы для пожилых людей.

ДОЛГОЛЕТИЕ — это одно из самых больших благословений, которое содержится в Торе. Но в наше невероятное время, когда на тьму говорят, что это свет, а на горькое — что это сладкое, некоторые пожилые люди не чувствуют, что их благословили. Войдя в преклонные года, человек знает, что он должен быть «ретрейт» — выйти на пенсию, расстаться с ответственной должностью. Здесь, в Штатах, есть дурной обычай, который, к сожалению, начинают перенимать другие страны тоже. Когда человеку перевалило за 50 (а если за 60 — так тем более), начальство начинает намекать ему, что пришла пора уступить свое место человеку более молодому, который (так они думают) сможет сделать больше, а платить ему, понятно, будут меньше.

Дома дела обстоят не лучше. Если дети не послали отца в дом престарелых, то, во всяком случае, навещают его довольно редко. Взрослый сын, позвонив в квартиру своих родителей, прямо с порога начинает рассказывать, скольких жертв и самоотречения стоил ему этот визит. Он пропустил партию в гольф, отложил поездку на море, не лег поспать… И все только для того, чтобы лично задать отцу вопрос: «Ну, как ты себя чувствуешь?» А услышать ответ у него уже нет времени, мчится дальше по делам. Все указанные перемены люди связывают с такими понятиями, как «культура», «развитие технологии», «прогресс». Поскольку работать (чтобы прокормиться) приходится меньше, то людей на пенсию спроваживают раньше, а для многих из них уйти с работы — это почти то же, что перестать жить… Все, сказанное выше, совершенно противоположно тому, чему учит нас Тора! В Торе сказано: «Прожитые годы делятся мудростью…» А Галаха требует: «Встань перед сединою!» Иными словами, нужно оказывать уважение АЮБОМУ седому человеку, будь то мудрец Торы или человек неученый. Почему же нужно почитать неученого? Потому, что он прожил жизнь, много видел и много испытал. Благодаря этому у него есть знание (и на службе, и в быту), как найти выход из тупика, как извлечь из неблагоприятных обстоятельств двойную прибыль. Он может поделиться с молодыми не только своими «патентами», но и допущенными ошибками, рассказать о той цене, которую он за них заплатил.

И вот на место такого человека хотят посадить другого, более молодого, зачастую только потому, что у того крепкие локти, он громче кричит, и умеет не только выставить человека за порог, но даже вышвырнуть его в окошко… Надо знать, что ответить такому молодцу. Но для этого надо изменить свое отношение к временному отходу от дел, к тому, что называется «пенсия». Всевышний помогает еврею, вошедшему в года, ограничить занятия бизнесом и, сочетая спокойствие тела со спокойствием души, изучать Б-жественную мудрость, восполнив то, что не успел выучить в молодости.

Сидя над Торой, он узнает, что можно ответить детям, племянникам или незнакомым людям с крепкими локтями. Например: «Нет мудреца, подобного тому, кто прошел через испытания». Или: «Слабость тела усиливает мощь души». Или: «Старец — это тот, кто приобрел мудрость».

Знайте: раскрыв Тору, вы стали настоящим хозяином собственного времени. Вам не придется бегать за чиновниками, крупными или мелкими, вам не придется думать, чем занять своих подчиненных, ломать голову, из чего выплачивать им зарплату. Надо только попробовать… И тогда с чистой душою вы повторите слова наших мудрецов: «Прибыль от Торы лучше всякой другой прибыли!..» Вы думали, что с выходом на пенсию ваша жизнь закончилась. Это ошибка. Только сейчас начинается самый светлый, самый глубокий ее отрезок.

Наслаждение от общения

Говорится, что все евреи «аревим», отвечают друг за друга. У слова «арев» есть три значения: сладость, ответственность, соединение. Надо научиться получать удовольствие от общения с другим евреем, тогда вам будет легче поддерживать его и отвечать за него. Если это вошло в привычку, то мы, части одного народа, наконец становимся единым целым…

В Техасе другая проблема…

В своем письме вы спрашиваете, может ли ваш сын переехать из Израиля в Нью-Йорк, Бруклин при условии, что он страдает от астмы и намеревается искать работу электрика.

Медицина — это не моя специальность. Однако мне приходилось слышать неоднократно, что для больных астмой Бруклин место неподходящее, для них больше подходит климат Техаса. Но там, в Техасе, другая проблема: трудно сохранять свое еврейство и получить необходимую помощь на этом пути. Что касается шансов устроиться электриком — тут, к сожалению, я плохой советчик. Должен упомянуть еще одно обстоятельство. Если следовать Торе (а ее называют источником жизни!), то отъезд из Святой земли это вопрос совсем-совсем не простой. Еврей имеет право покинуть Эреи, Исроэль только имея на то весьма серьезные причины. А если таковых нет, то не стоит этого делать — ни с точки зрения духовной, ни с точки зрения материальной.

Простите, если огорчил вас…

Бифштекс на весах мироздания

Этой беседе предшествовало «ток-шоу» — прямой эфир со слушателями на радиостанции Нешвилл, штат Теннесси. Ведущий, Барри Фарбер, объявил: каждый может позвонить и задать хабадскому раву, Залману Познеру, любой вопрос, связанный с иудаизмом. Посыпались звонки. Один из слушателей воскликнул в эфире: «Я понимаю, когда еврейский закон грозит наказанием тому, кто причинил вред другому человеку, например, ударил его. Но как можно заслужить удары ремнем — не помню, сколько их, кажется, тридцать восемь, за то, что ты съел кусок некашерного мяса… Где же тут права человека? Где демократия?..»

За нарушение заповеди «не делай» полагается 39 ударов. Но главное в другом: Ребе узнал или услышал об этом вопросе и, спустя немногим больше суток, на субботней встрече с хасидами, дал на него свой ответ. Вот он.

НАКАЗАНИЯ ремнем за нарушение заповедей Торы в силу разных обстоятельств происходили не очень часто. Но все же имели место. Поэтому вполне уместен вопрос: какое право имеет Тора вмешиваться в личную жизнь еврея и наказывать его только за то, что он съел некашерное мясо? Есть поговорка наших мудрецов: «Обязан человек сказать — ради меня создан этот мир…» Кроме прочего из этого следует: то, что еврей делает для себя, в своей личной жизни, неизбежно касается всего мироздания. Маленький грех, который совершает еврей, наносит ущерб материальному миру и вносит порчу во все духовные миры. И наоборот, если он выполняет любую заповедь, то это тут же изменяет в лучшую сторону все вокруг. Как сказал Рамбам: «Еврей выполнил всего лишь одну мицву, и чаша весов всего мироздания качнулась в сторону заслуги и добра перед Творцом…» Поняв это, начинаешь смотреть на вещи по-другому. Мы видим, что любой проступок, совершенный евреем, повергает опасности не только его самого, но и его семью, жителей его города (в том числе и неевреев), страну, в которой он живет и, в конечном счете, весь мир… И если вдруг находится человек, который, зная все это, все же не соизволил удержаться от нарушения и продолжает есть некашерную пищу, мы можем спросить: как, он подвергает опасности стольких людей и получает за это всего-навсего тридцать девять ударов?! В конечном счете, мы ведь не требуем от него, чтобы он рисковал головою или шел на большие жертвы. Мы только просим, чтобы во время обеда он вместо трефного стейка положил себе в тарелку стейк кашерный… И если такой еврей ставит свою прихоть выше, чем счастье многих, чем здоровье всего мира, я вынужден сказать: это против Торы и это бесчеловечно…

Какой же вывод? Он очень прост. Еврей должен знать, что, садясь за стол и кладя себе еду в тарелку, он каждый раз может заставить весы мироздания качнуться в сторону добра…

Минус «ецер а-ра»

Шалом и благословение!

В своем письме вы пишете, что хотели бы найти больше внутреннего смысла в соблюдении заповедей — в противном случае в их исполнении, на наш взгляд, будет много притворства и ханжества…

Я хотел бы напомнить об одном галахическом постановлении Рамбама, который, как вам известно, был врачом и тонким психологом. Рамбам утверждает, что если еврея заставили выполнить некую заповедь, то это засчитывается, как если бы он выполнил ее добровольно. Добровольно, но из-под палки — как такое может быть? Рамбам объясняет это так: любой поступок связан с природой человека, с его глубинными наклонностями. А еврей по своей природе всегда готов и хочет исполнять Тору и ее заповеди.

Конечно, это желание иногда может быть заглушено или задушено. Рамбам называет противодействующий фактор «ецер а-ра», дурное начало. Его функция состоит в том, чтобы мешать еврею следовать своей истинной природе. Когда еврея заставляют исполнить заповедь, угрозами или поступками, то насилию подвергается только «ецер а-ра», но не еврейская душа, и поэтому никто не может назвать его ханжою.

Ханжа — это тот, кто из соображений побочной выгоды действует против своей природы и внутренних желаний. А еврей, который идет по дороге Торы и заповедей, удовлетворяет самое глубокое и истинное желание своей души.

Вы также просите объяснить, почему так важно соблюдать заповеди. Рамки почтовой переписки не очень этому способствуют, да и нет в том нужды. В городе, где вы живете, есть немало людей, с которыми вы могли бы подробно поговорить на эту тему и получить ясные, обращенные к уму и сердцу ответы. Поскольку вы упомянули Макгилъский университет, я бы советовал встретиться там с доктором (в оригинале названо имя — ред.), а он, в свою очередь, познакомит вас с людьми из своего круга. Понятно, что, общаясь с ним, вы можете сослаться на меня. Но мне бы не хотелось специально писать на эту тему, чтобы обычная просьба не превратилась в обязательство.

Да, так было

Лекарство от страха

ОДИН бизнесмен, назовем его реб Залман, собирался лететь из Сан-Франциско в Японию и, прежде чем заказать билет, попросил у Ребе (он это делал всегда) совета и благословения. Ответ с благословением пришел очень скоро. Там была необычная приписка: «Вы можете отправляться в путь лишь тогда, когда получите посылку из Нью-Йорка».

Эта посылка пришла на следующий день. Реб Залман развернул конверт. Там лежали два экземпляра Тании. А что с ними делать? В той же приписке было сказано: «Приедете в Японию — поймете…»

И вот реб Залман оказался в Стране восходящего солнца. Покончив с делами, он захотел оказаться там, где еврейским духом пахнет. Покопавшись в справочниках, реб Залман нашел адрес некоего клуба, который одновременно служил синагогой.

Мучая прохожих расспросами, наш бизнесмен наконец добрался туда. Войдя в полутемное помещение, он обнаружил там только одного еврея, да вдобавок с отменно грустным и озабоченным лицом.

Оголодавшись по своим, реб Залман приветствовал его громким «Шалом алей-хэм!» Слово за слово, незнакомец рассказал свою историю.

«Я работаю торговым агентом. По делам нашей фирмы мне приходится ездить по всему белу свету. Не так давно я попал в страшную аварию, когда при посадке столкнулись два самолета. Многие пассажиры погибли, я сам чудом остался в живых. После этого случая я долгое время не мог заставить себя подняться на трап самолета, а ведь это моя работа, моя парнаса…

Друзья посоветовали мне попросить благословения у Любавичского Ребе, и я так и сделал. В своем ответе Ребе написал, что у меня появятся силы преодолеть страх, и посоветовал брать в каждое путешествие книгу под названием «Тания».

Эта книга действительно оказалась для меня лекарством от страха. Но сегодня, непонятно как, я умудрился потерять ее. И что теперь делать? В Японии не торгуют Таниями на каждом шагу! А я чувствую, что без этой книги не смогу заставить себя сесть в кресло самолета…»

Нужно было видеть, с каким выражением лица реб Залман расстегивал свой портфель и говорил, доставая чудесную книгу: «Итс фор ю, чэп…»

Вновь оказавшись в Штатах, реб Залман позвонил в секретариат Ребе на «Севен севенти» и задал вопрос: «А что мне делать со вторым экземпляром Тании?»

Вскоре пришел ответ от Ребе: «Это вам в награду за ваши труды…»

Еврей старинной работы

К СТОЛЯРУ привозят диван или комод старинной работы, из очень дорогого дерева и просят починить. Он очень осторожно начинает разбирать эту вещь, прикидывая, какие части в отличном состоянии, а какие лучше заменить. Может, что-то удастся спасти, если хорошо отреставрировать? Столяр осторожно постукивает молотком и стамеской, понимая, как легко испортить все дело. Когда же приходит черед собирать мебель заново, он тщательно продумывает этапы работы — что к чему и как приладить. Все, что мы сказали про столяра, относится также к работе учителя. Прежде всего он должен ясно представить достоинства и недостатки каждого ученика и то, как они между собой соотносятся. Затем ему стоит оценить способы, с помощью которых он будет помогать молодому человеку в его становлении. Опытный учитель многого добьется на этом пути. Но, конечно, он должен постоянно пребывать в спокойном состоянии духа и являться образцом терпения. Что еще требуется? Уметь подмечать самые маленькие детали в поведении воспитанников и оценивать их — как тот столяр…

«То, что еврей делает для себя, в своей личной жизни, неизбежно касается всего мироздания».

[1] Например, если перед утренней молитвой еврей час или более того учит хасидут, чтобы «отогреть» и пробудить свое сердце (ред.)