Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Будьте здоровы

Итак, Ребе советует нам всем быть здоровыми. Этой теме, которая волнует многих людей больше, чем цены на недвижимость или количество нулей в зарплате, посвящен данный раздел. Скажем сразу: вы не найдете здесь таинственных рецептов, могущих исцелить любую болезнь, или ультрановых концепций. Тем не менее, советы Ребе, связанные со здоровьем, мы советуем каждому прочесть внимательно. И вот почему.

В них ощущается чрезвычайно трезвый и взвешенный взгляд на современную медицину.

Много места удаляется духовной и душевной стороне недуга.

И — самое главное — отвечая, Ребе благословляет. И не только того, кому адресовано письмо, но и всех, кто прочтет его ответ.

Читайте, друзья…

Чем более душа чистая и цельная, тем больше ее власть над телом и тем более она способна исправить его недостатки.

Трактат о курении

Шалом и благословение!

Мной получено письмо, где вы спрашиваете, почему Галаха не запрещает евреям курение.

Прежде всего, надо заметить, что раввинские авторитеты не спешат накладывать запрет, особенно в тех случаях, когда большинство людей не смогут удержаться от его нарушения. Представьте, что запрет, о котором вы пишете, состоялся, и многие из тех, кто добровольно заблуждался насчет курения, являются теперь злостными нарушителями постановления мудрецов…

Раввины проявляют подобную осторожность даже когда между ними нет разногласий по данному вопросу. Что касается курения, то есть галахические авторитеты (их, правда, меньшинство), которые не убеждены, что табак вреден для здоровья. Один из их аргументов: если б курение вредило безусловно, то министерство здравоохранения внесло бы сигареты в список товаров, запрещенных для производства и продажи.

В последние годы появился еще один предлог для осторожности: запретив сигареты, мы невольно приравняем их к наркотикам. Молодежь не будет видеть разницы между тем и другим, и процент наркоманов увеличится. Наркотики дают молодым людям «убежать» от реальности. Сигареты тоже позволяют в какой-то степени совершать такое бегство, но в гораздо более приемлемой форме.

Запрет — вещь не очень продуктивная. Свое еврейское отношение к курению мы можем выразить, выполняя одну из положительных заповедей: «И берегите очень ваши души». В данном случае речь идет о здоровье, которое необходимо еврею на службе Творцу. Кстати, я слышал, что скоро обещают выпустить сигареты, которые вредят здоровью в меньшей степени.

Раз уж между нами завязалась переписка, то, возможно, найдутся еще несколько тем, представляющих общий интерес. Вы сможете выполнять заповедь «люби другого еврея, как самого себя» не только в вопросах физического здоровья, но и духовного тоже. Когда человек, подобно вам, занимает ответственную должность, то он получает возможность влиять на окружающих не только в рамках своей специальности, но и в других сферах тоже. Есть приказ познавать Творца «на всех путях твоих». Это дает вам толчок, чтобы распространять среди своих учеников еврейство, Тору и ее заповеди.

Коли вас беспокоит физическое здоровье студентов, то можно надеяться, что вас будет волновать их духовное состояние тоже (и не только студентов, но и всех членов вашей общины).

У вас найдется, что сказать и студентам-неевреям. Им нужно рассказать о «Семи заповедях сыновей Ноаха», которые являются основой морали всех людей, живущих на земле.

Есть правило: «Слова, идущие от сердца — попадают в сердце». Сейчас, в месяц Элул, я рад пожелать вам и всем вашим близким хорошей записи в будущем счастливом году.

Не думайте об этом, подумайте о другом

Ответ женщине, страдающей язвой желудка.

Вы пишете о состоянии вашего здоровья, о заключении врача и т.д. Поскольку доктор обещал, что при строгом соблюдении диеты можно отложить операцию на год, два или более того, так незачем вообще сейчас думать на эту тему. Тем более, что за последнее время было открыто несколько новых методов лечения вашей болезни.

И очень и очень вероятно, что операция вообще не понадобится.

Однако это зависит от того, как вы будете себя вести. Самое главное: не раздражаться, более-менее следовать диете и выполнять указания врача, который специализируется в этой области.

Стоит вам вспомнить, в каких ужасных местах вы жили несколько лет назад, а ведь сотни тысяч евреев продолжают находиться там… Сравните, как живут они и как сейчас живете вы. Наверное, несколько суток не хватит, чтобы беспрерывно славить Творца, благодаря за то, что Он для вас сделал. И тогда вы наконец почувствуете, сколь ничтожное место занимают ваши нынешние трудности по сравнению с Его безграничной добротою. Не буду развивать эту тему — думаю, и так все понятно…

Есть такое средство

Вы должны изо всех сил стараться накладывать тефиллин каждый день, кроме субботы и праздников. Если не получается утром, можно это делать весь день, вплоть до темноты. Даже если времени в обрез, нужно наложить тефиллин, хотя бы на одну минуту.

Тефиллин — это не только заповедь Торы, но также и защита от возможной опасности. Нужно накладывать их просто, без размышлений о том, соответствует ли это действие вашему уровню соблюдения заповедей.

Если кто-то будет искать средство для долголетия, оно есть у нас. Это тефиллин…

Серьезно ищем правду

С приятным чувством прочел у вас в письме о встрече, цель которой заключалась в создании общества религиозных врачей. Объединение людей, воспринимающих с трепетом слова Творца, — это всегда дело важное и хорошее. Но в наше время это важно и хорошо особенно. Мы живем в поколении замороченных мозгов, чему способствовали ужасные события, которыми отличается наша эпоха. Правда, именно эти события заставляют многих людей расстаться с ложными взглядами и идеологиями и очень серьезно начать искать правду.

Объединение религиозных врачей может очень помочь этим людям. Нужно объяснить им, что истинная наука, которая ищет правду и только правду, не может находиться в противоречии с нашей Торой, которую тоже называют «Торой правды». Наоборот, чем больше ученый продвигается в изучении своей темы, тем чаще он находит подтверждение слов Торы — как в частностях, так и в общих ее правилах. Именно врачи могут разрушить ложное царство материализма, показывая пациентам, НАСКОЛЬКО здоровье тела зависит от здоровья души.

Раньше, сколько я помню, любили говорить: «В здоровом теле здоровый дух». В наше время, благодаря успехам науки, стало видно, как самая маленькая душевная неурядица может разрушающе действовать на тело. И наоборот: чем более душа чистая и цельная, тем больше ее власть над телом и тем более она способна исправить его недостатки. Ведь известно, например, насколько эффективнее врачебные процедуры, если к ним присоединяется желание больного исцелиться…

Сказано в Танахе: «Из плоти своей я увижу Творца…» Человек сперва замечает, как душа в его маленьком мире властвует над телом. Отсюда всего один шаг до понимания, как Всевышний управляет всем мирозданием.

Или, как сказали наши мудрецы: «Так же, как душа наполняет тело, несет его и не видна, так Всевышний — хоть и не виден, но наполняет мир и несет его…»

Право и сила

Вы пишете, что врач предложил вам сделать операцию, чтобы избавиться от язвы желудка, и спрашиваете мое мнение на этот счет. Насколько я знаю, язвенная болезнь надежнее всего лечится диетой и покоем, душевным и физическим. Понятно, что это лучше, чем операция. Однако из вашего письма я понял, что у вас несколько раз наблюдалось кровотечение, что вы болеете уже давно и что вам тяжело соблюдать режим питания.

Поэтому я предлагаю вам посоветоваться с двумя опытными врачами, специализирующимися именно в этой области, и поступить так, как они скажут. Совсем не уверен, что для этой цели нужно ехать в Рочестер. В вашем Чикаго тоже есть хорошие врачи и к чему же тогда вам испытывать тяготы, связанные с дорогой, и нести дополнительные расходы?..

Я уверен, что Всевышний, благословен Он, пошлет докторам верные мысли. Тем самым осуществится постановление Галахи, что Тора дает врачу право (и, значит, силу!) исцелять больных.

Надеюсь, что с помощью Всевышнего мы скоро услышим от вас добрые вести о вашем здоровье, что, в свою очередь, поможет вам влиять на евреев из вашей общины, приближать их к Творцу и распространять три вещи, на которых стоит мир: Тору, молитву и добрые дела.

Все пройдет легко

В письме, написанном после исхода субботы, вы сообщаете о состоянии здоровья супруги и о том, что врач посоветовал прооперировать ухо.

Насколько я понимаю, цель операции — вернуть подвижность некой маленькой косточке. Если оперировать будет хороший специалист в этой области, то все пройдет легко, и стоит согласиться на это предложение.

Обычно в таких случаях спрашивают мнение двух специалистов и поступают по их совету. Пусть Всевышний пошлет вам удачу, и мы в ближайшем будущем услышим от вас добрые вести — о жизни вообще и о том, как вы соблюдаете Тооц и ее заповеди, в частности…

Да, так было

Волшебная мазь

КОГДА отцу рабби Исроэля Эльтайна исполнилось шестьдесят пять, он заболел геморроем. Сперва боли были на уровне «само пройдет», но потом они стали усиливаться, хоть криком кричи от этой неудобной во всех отношениях хвори. Мази и таблетки стоили дорого, но не помогали. Отец теперь едва передвигался.

Профессор, светоч в своем деле, который осмотрел его, сказал, что только операция может облегчить страдания.

Отец написал письмо Любавичскому Ребе, где описал свои муки и спросил, нужно ли оперироваться. Ответ пришел скоро. Ребе советовал поискать другого врача.

«Ага, значит, Ребе не думает, что нужно делать операцию», — прокомментировал сын.

Но и второй врач настаивал на операции, и третий тоже. Ребе, однако, по-прежнему советовал продолжать поиски. В одном из его писем встретилась такая фраза: «Должна быть какая-нибудь мазь, которая поможет избавиться от болезни…» Отец стонал, а сын страдал, глядя на него. Чтобы как-то развеяться, рабби Исроэль поехал из родного Питтсбурга в Нью-Йорк, на «Севен севенти». Там он натолкнулся на доктора Зеликсона, хасида, предки которого жили в легендарных Любавичах.

Зеликсон выслушал рабби и сказал задумчиво:

— Ребе просит мазь? «Какую-нибудь»? Хорошо, я выпишу ее…

Эта мазь продавалась в каждой аптеке, стоила гроши и была известна любой медсестре в больнице. Только из уважения к Ребе отец рабби Исроэля стал пользоваться ею. «Хуже не будет, хуже невозможно», — утешал он себя. Через несколько дней боли прошли и не возобновлялись никогда. Ученый сын объяснил:

— Ребе нужен был просто сосуд, чтобы его благословение пришло к тебе, не нарушая природного порядка. Зеликсон это понял и выписал самую простую мазь…

Отец был счастлив, он не спорил.

Да, так было

Поэтому я с вами

НАТАНИЯ, синагога «Мерказ Мамаш», которой руководит рав Ави Тауб. Незнакомый еврей появился здесь в одну из суббот. За версту было видно, что он не хасид, не хабадник. Круглая раввинская шляпа, сюртук особого покроя выдавали в нем еврея литовского направления, тем не менее, он совсем не возмущенно и даже с одобрением смотрел, как собравшиеся кричат «Иехи а-мелех!», а когда они затеяли хоровод, то и он присоединился к их пляске.

Незнакомец даже остался на фарбренгене. Через какое-то время, ловя на себе заинтересованные взгляды, он сказал:

— Вас, наверное, удивляет, как такой человек, как я, оказался здесь? С этим связана одна история, в которой участвует ваш Ребе. Хотите послушать? Ответ был ясен. Гость задумался на минуту, а потом начал так:

— Мой брат, назовем его Моше, однажды, не про нас будь сказано, почувствовал сильные боли в животе. Он терпел три дня, надеясь, что пройдет, а потом отправился к врачу. После проверок и анализов ему сообщили: «У вас серьезные нарушения в работе почек. Самым лучшим выходом будет пересадка одной из них. Мы советуем с этой целью отправиться в Штаты. Там, в Нью-Йорке, в больнице «Маунт Синай» работает врач из Индии, всемирно известный доктор Бут. Он должен вам помочь».

На семейном совете высказывались разные мнения, но в конце концов решили последовать совету врача. Снабженный деньгами и адресом дальних родственников, Моше полетел в Штаты.

Больница «Маунт Синай» поразила его огромными размерами и наличием всякой мудреной техники. Доктор Бут принял его довольно тепло и сообщил следующее:

— Ваш случай не представляется мне таким уж сложным. Но пересадка необходима, в этом ваши врачи правы. Проблема в том, что необходимо дожидаться донора, а когда он появится, никто не знает. Придется подождать несколько недель, а может, и больше. Я заношу вас в список. В этой очереди вы будете семнадцатым по счету…

Моше вздохнул, но возразить ему было нечего. Он несколько раз в неделю приходил в эту больницу делать диализ. Вскоре к нему обратился какой-то юноша, хабадник по виду, и предложил листок, где была напечатана беседа Ребе. Моше объяснил, что он принадлежит к другому направлению, и вежливо отказался. Хабадского юношу ответ не обескуражил. Он подходил к брату еще и еще раз. Прошел месяц, а никакого намека на операцию не было. Брат затосковал. Хабадник опять появился у него на пути, и на этот раз брат согласился взять листок.

Они разговорились. Когда юноша узнал о проблемах брата, то воскликнул:

— Тебе надо попросить благословение у нашего Ребе! Приходи на «Севен севенти», когда Ребе раздает доллары, и ты успеешь сказать свою просьбу.

Брат слабо улыбнулся:

— Там у вас огромные очереди, а я еле стою на ногах.

— Я буду стоять вместо тебя. А для тебя принесу складной стул.

Хасид был полон молодого задора, а у Моше не было сил спорить, и поэтому он подчинился. С помощью нового знакомого брат переждал длинную очередь и подошел к Ребе. Глава хабадников протянул доллар, взглянул брату в глаза и сказал:

— Скорейшего выздоровления в самое ближайшее время! На следующее утро в доме, где остановился брат, зазвонил телефон. Секретарша из «Маунт Синай» сказала быстро:

— Вас просят немедленно прибыть в нашу больницу. Появился потенциальный донор…

Моше немедленно вызвал такси. Недалеко от кабинета доктора Бута уже собрались шестнадцать его товарищей по несчастью. Анализы должны были установить, кто из них больше «подходит» к той почке, которая была готова к пересадке. Выбор пал на брата…

Операция прошла хорошо, и Моше быстро поправлялся. Через три дня доктор Бут, довольно взволнованный, подошел к его постели, держа какую-то газету в руках.

— Вы читаете по-английски? Взгляните на эту заметку…

Моше обратил внимание на заголовок: «Доктор из Индии отдает предпочтение иностранцам». Речь шла о том, что Бут якобы ущемляет интересы американцав, выбирая для пересадки органов людей, которые не являются гражданами Штатов. Когда Моше сложил газету, доктор мрачно сказал:

— Вам очень повезло. Если бы эта статья появилась на несколько дней раньше, я предпочел бы отменить операцию, но не подвергать свою репутацию такому риску…

Рассказчик закончил так:

— Поэтому мне захотелось помолиться с вами. Я убежден, что Ребе достоин всех ваших похвал и даже более того. Это человек, который знает, что и когда должно случиться…

Да, так было

Еще один сюрприз

СЛУЧАЙ, один из многих. Мать семейства, уроженка Кирьят-Тивон, страдала от тяжелого заболевания. Три операции, следовавших с небольшими интервалами, не принесли хороших результатов. Вконец отчаявшись, она пришла к приятелю своего мужа, хабаднику Гиди Шарону, и попросила:

— Расскажите обо мне Любавичскому Ребе. Пусть он даст благословение…

Гиди предложил, чтобы ее супруг написал короткое письмо с просьбой о брахе, а он отправит его по факсу.

Так и было сделано. Через несколько дней пришел ответ Ребе: «Строго выполнять законы кашрута. Ежедневный распорядок — в соответствии с нашей Торой, которую называют «Торой жизни».

Гиди снова нашлась работа: вместе с помощниками он приехал, чтобы от-кашеровать кухню в доме больной. Дымился котел с кипятком, куда бросали металлическую утварь. Два пластиковых короба, которые вставляли в умывальник, предназначались для мясной и для молочной посуды. Изделия из глины не кашеруют, поэтому разные милые фаянсовые вещицы полетели в пакет для мусора. Встретив мужа в разгромленной кухне, больная улыбнулась ему одними глазами:

— Вот, у нас теперь кошер…

Чудо наступило раньше, чем его ждали: во время очередных анализов врачи не обнаружили никаких следов былой болезни. Пациентка еле ходила, была очень слаба, но уже не носила бомбу замедленного действия в своем теле. Гиди, навестив супругов, сказал задумчиво:

— Странная вещь… Когда я помогал вам составлять письмо, то мы указали имя вашей матери: Гила. А Ребе в своем ответе снова просит это сделать…

Мать хозяйки дома присутствовала при этом разговоре. Вдруг со слезами на глазах она воскликнула:

— Ребе прав! Это имя — Гила — я взяла, когда приехала в Палестину. Но мое настоящее имя Цирл! Так меня назвали родители, так я, наверное, записана там, Наверху…

Еще один сюрприз. Сколько их у нас для Ребе, сколько их у Ребе для нас…

Понять, чтобы увидеть

Мне было приятно получить ваше письмо, где написано, что состояние здоровья вашего друга стало лучше. Надеюсь, что из следующего письма я узнаю, что его зрение тоже становится лучше день ото дня…

Известно высказывание наших мудрецов: «Кого считать мудрым? Того, кто провидит еще не рожденное». Хасиды трактуют это так: надо уметь видеть, как мир возникает из небытия каждое мгновение — по воле Творца. Во второй части Тании говорится, что мир не «запущен» раз и навсегда в шесть дней Творения, а воссоздается словом Творца в любой миг из ничего… Это правило действует и в отношении каждого еврея. Так же, как материальный мир зависит от слова Б-га, так телесное здоровье еврея зависит от состояния его души.

Конечно, если болит что-то, то надо идти к врачу. Таков природный порядок, таково указание Торы, которая дала докторам право (и значит, силы) исцелять. Но вместе с тем стоит подумать о духовной причине своего недуга. Если речь идет о проблемах со зрением, стоит поразмышлять о том, что мир творится из ничего каждое мгновение.

Я не люблю рассуждать «о том, о сем», поэтому вслед за вышесказанным следует конкретное предложение: ваш друг должен больше учить хасидут, а для начала ему стоит взяться за упомянутую выше вторую часть Тании, которая называется «Шаар а-ихуд ве а-эмуна» Я надеюсь, что вы не откажетесь помочь ему в этом, так же, как вы взяли на себя труд сообщать мне о состоянии его здоровья. Надеюсь, что это приведет к хорошим результатам.

В помощь окулисту…

Из письма явствует, что вы стали хуже видеть и специалист, у которого вы были, не смог ничем помочь. Будет правильно, если вы запишитесь на прием к другому окулисту. Так уж на свете повелось: если не помог один врач, идут ко второму. Кроме того, я советую посещать один из уроков Торы, а также регулярно учить небольшие отрывки из Тании и книги Зоар. Надеюсь, что вскоре вы обрадуете нас известием, что стали видеть лучше.

Не под звук фанфар

Мною получена телеграмма, где вы спрашиваете, можно ли сдавать мужское семя на проверку, чтобы понять, что мешает супружеской паре родить ребенка. Хочу напомнить, что в мои задачи не входит устанавливать Галаху, тем более по такому непростому вопросу[1]. Тем не менее, мне все-таки придется «выйти за ограду», помня об указании, услышанном от моего учителя и тестя. Кто-то спросил его, можно ли, согласно настоянию врача, сдавать семя на проверку, и Ребе ответил: «Цулиб хойбн киндер, дарф мен зих мосер нефеш зайн…» («ради того, чтобы в семье были дети, нужно идти на самопожертвование…»).

Как бы ни толковали его слова, общий вывод такой: можно сдавать семя для анализа. Более того: это не право, а обязанность. Поэтому тот, кто «устрожается» и отказывается пройти подобную проверку, должен привести веские галахические обоснования для своего решения. С другой стороны, поскольку в нашем поколении хватает легкомысленных людей, которые «опираясь» на совет Ребе, могут совершить немало нарушений, то об этом решении не нужно сообщать всем и каждому под звук фанфар…

Есть три способа получить семя на проверку:

непосредственно от мужчины;

если женщина положит вату в определенное место перед близостью с мужем, а потом передаст ее врачу;

— если семя мужа возьмут у нее без того, чтобы пользоваться ватой В соответствии с тем, что мы читаем в галахических постановлениях Ребе Цемах Цедека (третий глава хасидов ХАБАДа — ред.) явствует, что третий способ наиболее предпочтителен…

Есть раввины, в основном венгерского направления, которые вообще запрещают брать мужское семя на проверку. Однако в наше время, когда степень страха перед Небом ниже, чем было прежде, есть опасение, что это устрожение (имеющее целью усилить духовную чистоту и помешать напрасному пролитию семени) приведет к совершенно противоположным результатам — из-за тех же самых легкомысленных людей… Поэтому в последнее время даже ряд венгерских раввинов пошли на облегчение.

Есть также несколько галахических авторитетов, разрешающих мужчине пользоваться резиновым мешочком. Но мне не нравится это решение, поскольку не таков путь нормальной близости. Рад был обнаружить, что есть «поским», разделяющие мою точку зрения.

Пусть Владыка мира, управляющий нами, благословит вас и вашу супругу и исполнит сокровенное желание ваших сердец — родить здоровых детей в самое ближайшее время и самым естественным способом. И пусть эти дети будут праведными людьми, боящимися Неба и постоянно изучающими Тору.

«Услуга» Всевышнему

Вы пишете, что прошло несколько лет после свадьбы вашего сына, а у молодой пары по-прежнему нет детей. Я советую прежде всего убедиться, соблюдает ли ваша невестка законы семейной чистоты. Тем, кто их соблюдает, Всевышний, благословен Он, посылает детей здоровых физически и духовно. А если выяснится, что она еще далека от соблюдения, то возможно, большую милость оказал Всевышний, не послав им детей…

Ведь Всевышний хочет, чтобы у ваших близких рождались дети здоровые душой и телом. Вы можете сказать: а вот ведь есть семьи, где законы семейной чистоты не соблюдают, а дети растут здоровыми. Верней было бы сказать: нам видится, нам кажется, что они растут здоровыми. Вы не можете себе представить, сколько внутренних недугов скрываются от посторонних глаз, сколько супружеских пар чувствуют вину перед детьми за то, что в их жизни не было миквы и теперь их дети страдают. Если б всю их боль, слезы и раскаяние можно было бы собрать в один пакет и дать вам увидеть — мы сэкономили бы кучу слов, произносимых о том, что да, надо соблюдать эти законы…

Не хочу расстраивать вас, но, однако, должен сказать: вы мать, вы женщина, вы должны приложить усилия, чтобы в семье вашего сына, а так же и в семьях других ваших детей, соблюдались законы чистоты. Соблюдая их, вы не оказываете «услугу» Всевышнему. Вы оказываете большую милость самим себе, отводя несчастья и беды от своих детей и внуков.

Нервы, прощай!..

Вы жалуетесь, что слишком часто начинаете волноваться от общения с людьми, что приводит к нервным срывам и т.д. Пусть Всевышний благословит вас и удостоит возможности открыто проявлять добро и милосердие — тогда и «нервы» вас покинут.

Кстати, хасид должен быть здоров не только духовно, но и физически, чтобы иметь возможность выполнить то предназначение, ради которого его душа спустилась в этот мир, такой материальный…

В нужный срок

Пусть Всевышний направит беременность вашей супруги так, как ей нужно протекать, и чтобы роды были в нужный срок и прошли легко, и чтобы малыш родился здоровым.

Постарайтесь, не привлекая особого внимания, получить право открывать арон а-кодеш[2], когда в синагоге проходит чтение Торы. Желательно, чтобы вы делали это постоянно, вплоть до благополучного завершения родов. Желательно, чтобы ваша супруга отделяла для цдаки больше денег, чем обычно — как перед зажиганием субботних свечей, так и в дни чтения Торы, т.е. в понедельник и четверг утром.

В письме от 29 Швата вы пишете о состоянии здоровья вашей матери, да продлятся дни ее жизни. Из письма я понял, что лечение, которое предложил врач-натуропат, благотворно сказалось на ее здоровье. Если так, то можно продолжить этот курс, поставив о том в известность семейного врача-терапевта тем более, что и он считает, что «природная» диета будет для нее полезна.

Если возможно, то хорошо бы устроить консилиум этих двух врачей, а если нет, то можно в данном случае положиться на мнение врача-натуропата.

Она заявит о себе

Вы пишете о состоянии вашего здоровья… Известно, что Тора, которую называют «Торой жизни», дает врачу право и возможность исцелять больного. Поэтому нужно исполнять все предписания врача, если он специалист в данной области. Вместе с тем, нужно ясно понимать, что лишь Всевышний исцеляет, лишь Он творит чудеса, а данный врач или лекарство являются только его посланниками.

Что из этого следует? То, что прежде всего нужно укрепить свое духовное здоровье, стремясь прилепиться к Источнику жизни — к Творцу. Тогда исполнятся слова Торы — «и все вы живы сегодня». Эта жизненная сила будет заявлять о себе открыто, наполняя все тело и все его органы…

Русская шхуна

Самый-самый

Александр Фейгин, уже известный нам, любит хвастать, что получил самый грубый ответ Любавичского Ребе за всю историю ХАБАДа.

А дело было так. Первые двадцать семь лет жизни Саша лелеялся и поощрялся родителями и профессорами как талантливый физик и математик. По приезде в Эрец он стал редактором газеты «Восхождение», но журналистом себя не считал и стилем своим не был доволен.

Саша несколько раз писал Ребе с просьбой разрешить ему уйти с этой должности, но не получал ответа. Наконец на одной из очередных просьб Ребе собственноручно написал: «Муфрах легамрей». То есть: «Полная чушь».

Интереса для мы приводим одну из последних статей Фейгина в его «Восхождении». Может, кому-то станет ясней, почему Ребе забрал Сашу из физики.

Бремя ответственности

Удивительную двойственность находим мы в нынешней недельной главе. На первый взгляд, Иегуда говорит с Иосефом по всем правилам придворного этикета, почти лебезит перед ним: «Позволь, господин мой, рабу твоему сказать слово господину моему, и да не возгорится гнев твой на раба твоего; ведь ты то же, что фараон…»

Но устная традиция, сопровождающая текст Торы, рассказывает совершенно иную историю.

Иегуда ревет в гневе, сотрясая землю и небеса, Иосеф опасается за свою жизнь. Мидраш уподобляет их льву и быку, сошедшимся в бою.

Самое начало главы так и истолковано: «И подошел к нему Иегуда», — подходя к Иосефу, Иегуда готов был ко всему, даже к бою» (Брейшит раба, 93:6).

Иегуда, как рассказывает мидраш, был необычайно силен, но Иосеф и его сыновья были еще сильнее: «Когда Иегуда и его братья топнули ногами и весь Египет затрясся, Иосеф со своими сыновьями сделал то же, и Иегуда сказал: «Он сильнее меня».

Но и оставив соотношение физических сил в стороне, трудно не заметить, что поведение Иегуды, мягко говоря, безрассудно: как может горстка людей объявить войну правителю Египта?!

Ответ неожиданно прост: Иегуда вообще не думал о шансах на успех. Он взял на себя ответственность перед отцом за жизнь Биньямина («раб же твой поручился за отрока»). Теперь на нем лежала не только великая ответственность, но и долг самопожертвования.

Тот, на кого ложится бремя ответственности за жизни братьев его, евреев, не вправе хладнокровно взвешивать за и против. Он должен уподобиться «быку и льву в ярости» и защищать братьев, как это делает разъяренное животное.

А как же разум, здравый смысл? Где, наконец, еврейская хитрость, где правило «голос — голос Яакова, руки — руки Эйсава»?

На этот вопрос проще всего ответить анекдотом с длинной белой бородой. Стояли два еврея на горной дороге и смотрели на огромный камень, перегородивший ее. Строили догадки о причине неурядицы и планы по ее преодолению, рядили, судили.

Проходил той дорогой гой, примерился к камню и с немалым усилием сдвинул его с пути. Переглянулись евреи и сказали с пренебрежением: «Что с гоя возьмешь! Нет чтобы с умом подойти, они все норовят решить силой».

Глядя на все, что происходит в Израиле вот уже десять лет, невольно думаешь о том, чему учит хасидизм: порой Яакову следует прикинуться Эйсавом. Иногда еврею можно и нужно притвориться гоем.

Чем больше мы пытаемся решить проблемы безопасности болтовней и бумаготворчеством, тем больше крови льется на Святой земле. Довольно, потешились, «дали шанс» всем видам политического безумия, поумничали вволю, поиграли в политические игры, прозаседались, перецеловали всех врагов (одно утешение: они тоже намучились, лобызаемые нашими нобелевскими лауреатами).

А что если попробовать по-гойски? Поговорить с арабами по-арабски, ответить на огонь огнем, на один взрыв — десятью?

Трудно предсказать исход любой войны, но совершенно очевидно, что в войне без правил всегда проигрывают джентльмены и рыцари.

Кстати, нам будет совсем нетрудно на время отбросить интеллигентские комплексы и великосветские манеры: ведь и сейчас, когда мы воюем вполсилы, мир считает нас кровожадными варварами.

Может быть, наши лидеры просто не могут себя так вести, может быть, их охватила бледная немочь, может быть, они просто боятся? Что ж, они всего лишь люди и ничто человеческое им не чуждо. Но в таком случае (об этом много раз говорил Ребе) они должны найти в себе мужество для иного — сказать народу: мы боимся, мы не можем устоять перед давлением. А затем откланяться и уйти со сцены.

Тот, кто не умеет воевать, как Иегуда, не вправе принимать на себя ответственность за Биньямина, за жизнь наших детей.

Продолжение на стр. 193

Хасид должен быть здоров не только духовно, но и физически, чтобы иметь возможность выполнить то предназначение, ради которого его душа спустилась в этот мир, такой материальный…

[1] В начале многих писем Ребе подчеркивает, что он не является «посэк Галаха», т.е. раввином, выносящим решение, как нужно поступать в определенных жизненных ситуациях.

Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев люди все равно получают его ответ.

[2] Большой шкаф, где хранятся свитки Торы. В своем ответе Ребе напоминает о древней «сгуле», добром талисмане, связанном с родами. Считается, что если муж беременной женщины будет открывать и закрывать арон а-кодеш во время чтения Торы в синагоге, то и у жены его в нужный час все откроется и закроется, как надо, без помех и боли.