Рабби Нахман говорит про тшуву, он сравнивает её с войной: «Когда ты выйдешь на войну со своим врагом» - это тшува. И идея, что надо исправить то, что он называет «беспорядок». Тшува – это исправление беспорядка. Что такое беспорядок? Это как раз то место, где человек больше всего падает, где он снова и снова спотыкается.
Как правило, когда мы слышим порядок и беспорядок, мы воспринимаем это чисто внешним образом. Основная идея, что такое беспорядок, она связана с чем-то глубоким. Беспорядок означает, что я не сконцентрирован, не настроен. Я действую неправильно внутренним образом. Можно сказать, что у человека есть балаган во внешнем смысле: в комнате у него беспорядок, в бумагах у него беспорядок. Это как раз понятно. Но основная проблема, когда у человека есть балаган в душе. Он действует беспорядочным образом, он действует беспокойным образом. И эта внутренняя нервозность означает беспорядок в душе. И это вредит ему как в явных вещах, так и в скрытых вещах. Основная идея тшувы – это исправить этот внутренний беспорядок. Человек, чтобы служить Всевышнему, должен быть прежде всего спокойным. Что такое быть спокойным? Это значит, что он умеет бороться со всеми трудностями, которые он переживает, и не терять спокойствия духа. Он должен понимать, что есть какие-то вызовы, которые мир ставит перед ним, и он должен каким-то образом на них отвечать, но не терять спокойствия, не терять какого-то внутреннего равновесия. И это основа служения Всевышнему. И основная работа Элула и Тишрей – это исправить вот этот вот душевный беспорядок, душевный шум.
В Каванот Аризаля написано, что аспект трубления в шофар - это аспект пробуждения от сна, поскольку Рош а-Шана - это сон. Рош а-Шана называется аспектом сна в каббале, а трубление в шофар – это проснуться от сна. По-видимому, и то, и то есть в Рош а-Шана.
Дальше рав Натан Гринберг объясняет, что сон – это беспорядок. Почему сон - это беспорядок? Во сне совмещаются несовместимые вещи, или, так сказать, они приходят в беспорядке. Важное и неважное совершенно могут быть перемешаны, самая мелочь может занять самое большое место, и наоборот, вещи действительно важные – они отодвигаются и их не слышно. Это сон. Т.е. сон – это диспропорция. Может быть, из этого мы можем понять, что сон означает: диспропорция в жизни человека, и в этом смысле беспорядок. Т.е. он не понимает, что важно, что не важно. Сон – это духовный хаос. Поэтому основа основ – понять каким образом выйти из этого состояния.
Исправляя беспорядок внутри себя самого – это значит, человек исправляет мир. В наших молитвах на Рош а-Шана это очень чётко видно, что Рош а-Шана – это исправление не только человека, а в основном это исправление мира в целом. Вся реальность, все миры, все должны исправиться в Рош а-Шана. Основное исправление, что человек принимает на себя иго Небес, даже в тех вещах, которые в беспорядке. Это звучит тривиально, но жить таким образом – это совсем не тривиально. Рош а-Шана – это первый день Десяти дней раскаяния. Рош а-Шана – это первый день тшувы. А что такое тшува? Это вернуться от того, что я большой. Поскольку основная тшува – это скромность и униженность. Ибо все грехи происходят из аспекта беспорядка. Все грехи приходят посредством гадлут, что человек раздувает себя больше, чем его естественный размер. Там держится Ецер аРа, и от этого происходят все грехи, как объясняется в книгах. Первое, что должен человек сделать с тем беспорядком, который в его душе, или в мире – успокоиться. Первым делом пойми, что ты не под светом прожекторов, что весь мир не зависит от тебя в этот момент времени. Человек должен понять, что мир крутится не вокруг него, и это основа тшувы. Это относится и к материальности, и к духовности. Всё крутится вокруг Всевышнего. Поставив себя как нечто ненужное и бесполезное (человек занимает меньше места), ты немедленно уменьшаешь объём ущерба, который ты можешь причинить. Когда человек берёт на себя управление, и делает это беспорядочным образом, он может принести огромный ущерб и себе и другим. Поэтому первое, что нужно сделать – это успокоиться. И основа тшувы – это скромность и униженность. Те вещи, о которых говорит здесь рав Натан – это не какие-то внешние вещи. Так устроена душа. И это очень тяжёлая работа.
Если человек согрешил, не дай Б-г, он не должен начать бичевать и обвинять себя. Даже если он сделал что-то страшное. Возможно, что он нанёс какой-то страшный урон и себе и другим. Часть того, что я понимаю, что Всевышний управляет миром – это способность продолжить дальше. И это тоже означает «отпустить», не копать это, не расчёсывать это. Чем больше ты будешь копать это и расчёсывать это, тем больше ты застрянешь в этом. Чем больше ты копаешься в своих грехах, вместо того, чтобы двигаться вперёд, и пытаться построить следующий этап – это тоже высокомерие. Поэтому это сложно.