Весь плейлист Давида Гартмана Давид Гартман
*
Давид Гартман - американско-израильский лидер и философ современного иудаизма. Он учился в ешиве рава Соловейчика, получил учёную степень по философии, 16 лет являлся раввином разных общин в Америке. Затем в 1971 году иммигрировал в Израиль.
В период, который предшествовал его алие в Эрец-Исраэль, в основном он думал о том, как можно возродить национальное еврейство, которое предоставляет нам возможность существования государства Израиль. Он верил, что в этом процессе развития возрожденного еврейства на Святой земле есть широкое поле новых моральных и духовных возможностей; что в Израиле будет социально-экономическая система, которая реализует дух танахического закона. Он думал, что правительство Израиля сможет принять политику, которая обязует израильские банки раз в семь лет снижать проценты. И что раз в 50 лет (танахический юбилейный год) тоже будет происходить что-то, что будет восполнять экономическое неравенство израильского общества. Он верил, что можно эту идею превратить в какие-то реальные социальные проекты, создать возможности для экономического восстановления, и хранить надежду для тех, у кого жизнь сложилась так, что она привела их к разочарованию.
Но однажды ему пришлось проснуться от своего радужного сна. Спустя год или два после того, как он сделал алию, он разговорился с водителем такси, в котором ехал, и рассказал ему о своих взглядах, мечтах и надеждах. Водитель посмотрел на него и тихо спросил: "Можно задать вопрос? С какой звёзды ты упал?"
"Оглядываясь назад, - говорит Давид Гартман, - я понимаю, что мое пробуждение от этого сна было неизбежным." И это было сформулировано с чисто типичной израильской откровенностью - с помощью водителя такси.
Об этом и о многом другом этот урок. О том, что человек, который не готов, с одной стороны, удариться в мессианское опьянение, человек, который не готов смириться с тем, что Израиль это штетл, человек, который не принимает позицию хилоним (светских евреев), которые считают что достаточно того, что мы живём в Израиле и разговариваем на иврите - он оказывается ни с кем. И время от времени он чувствует, что пал жертвой собственных сионистских фантазий.