Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рав Соловейчик, "Величие и скромность" (2). Человек космический и человек локальный

Само собой разумеется, что диалектический человек не способен обязаться, что он будет всегда вести себя морально, нравственно. Если человек диалектичен, то его нравственность тоже должна быть диалектичной. В соответствии с этим иудаизм формирует свою нравственность.

Есть две цели, к которым стремится человек нравственный. Очень часто он находит себя пленённым колдовством двух видений, двух стремлений, которые призывают его двигаться в противоположном направлении. Он притягивается к двум нормам, противоречащим друг другу, к двум системам ценностей, двум звёздам, между которыми бесконечное расстояние. И обе эти звёзды ему мигают.

Человек должен решить, по какому пути он пойдёт, за какой звездой он пойдёт, и это противоречие порождает бурю в его сердце. И тогда он склоняется в молитве и просит своего Творца, который возложил на него эту диалектическую ношу, чтобы Он показал ему путь.

Диалектика человека и его морального облика нашла своё выражение в двух толкованиях, которые приводятся в комментарии Раши на стих: «И сотворил Всевышний Б-г человека прахом из земли.»

Один мидраш говорит: «Собрал его прах со всей Земли с четырёх сторон ветра», т.е. со всего света. Это значит, что человек относится ко всему, к любому месту, он связан со всем, с любым местом. Ни один уголок Вселенной не чужд ему. Так или иначе, он космический человек.

И эта его космичность выражается в трёх условиях:

1) он связан со всем миром посредством своего интеллекта. Он изучает мир, его любопытство, его интеллект не знает границ, он хочет достичь всех концов Вселенной.

2) человек космичен, поскольку он участвует в жизни мира. Он не только изучает его, но также эмоционально связан с ним, он любит Вселенную, он хочет находиться повсюду, он хочет получить свой опыт в мире, а не только познавать его. Он исследователь и искатель приключений, ему скучна игра, обыденность, одноцветность и монотонность близкого окружения. Он выходит посмотреть на мир.

3) человек космичен, поскольку он способен двигаться. Он может легко оторваться от своей природной среды и приспособиться к другой. То что сказано: «Разве человек подобен дереву в поле?» — это риторический вопрос. Человек способен двигаться и он двигается далеко от своего дома.

Таким образом, космический человек изучает мир, любит мир и движется в мире.

Человек космический поражён бесконечным числом возможностей, которые его воображение открывает перед ним. И он не желает видеть трагический факт, со всей его очевидностью, что он смертен, и что попытка достичь бесконечного и вечного — это нечто граничащее с сумасшествием, с безрассудством.

Второй мидраш объясняет: «Взял его прах из того места, про которое сказано «жертвенник построй Мне». Это значит, что человек несёт в себе обязанность относительно одного места только, и Всевышний предназначил его для определённой точки, которая называется «дом». Этот искатель приключений, который пытается захватить весь бесконечный мир — он всё равно вернётся домой.

Если это возвращение не реализовалось, не получилось у него в жизни, поскольку он занят полностью исследованием и движением, это осуществится после смерти, когда его тело вернётся домой, в тот тихий, отдаленный участок земли, который ждёт его изначально. «Пока ты не вернёшься к земле, из которой ты взят, обо прах ты и в прах вернёшься.» Танах отождествляет смерть с возвращением к отцам.

Каждый человек создан из одной точки, и к этой точке он привязан своей сущностью, и не может от нее оторваться. Он возвращается к своему дому, как будто есть какой-то магнит, который туда его притягивает. Он возвращается назад, как бы далеко он не удалялся.

И тогда получается, что посук прав, ибо человек подобен дереву в поле, и это не риторический вопрос. Да, действительно, человек это дерево в поле, привязанный к своему наследству, как бы он не отдалялся.