Беседа рава Йонатана Сакса на главу Цав
В Торе есть четыре истории, рассказывающие о кризисной ситуации в жизни. Общее в этих ситуациях даже не история, а мелодия.
В еврейских общинах Тора не просто читается, а поется - нараспев.
Эта традиция - есть разные традиции чтения - пения Тора.
В 10 веке масореты - грамматисты разработали систему контиляционных (музыкальных) знаков для чтения Торы.
Один из знаков, встречающийся в Пятикнижии всего четыре раза - это знак "шалшелет", "цепочка".
Первая "цепочка" появляется в истории Лота. Лот покидает Авраама, смешивается с населением Содома, он успешный эмигрант. И тогда приходят в Содом два чужака, которые говорят ему: поднимайся и уходи! Он сомневается. Он не знает. На слове "и задержался" стоит значок "цепочка". Он понимает, что город будет разрушен. Но он вложил все в свою новую идентичность! И ему трудно принять решение.
Второй шалшелет - цепочка - когда Авраам посылает своего слугу Элиезера искать жену для Ицхака. Если Ицхак не женится, если у него не будет детей - Элиэзер унаследует все богатство Авраама. Внутри него борются два йецера - два начала - верность Аврааму и желание получить наследство Авраама. Верность побеждает - но не без борьбы.
Третья "цепочка" появляется в Египте. Йосеф, управляющий домом Потифара. Жена Потифара пытается его соблазнить. Йосеф отвечает что это против того доверия, которое оказывает ему Потифар. Но на слове "и отказался" стоит значок "цепочки". И комментаторы видят в этом намек на борьбу, происходившую внутри Йосефа, чтобы отказать жене Потифара.
Это было столкновение двух личностей внутри Йосефа. Йосеф пришел из чужой земли. Братья прогнали его. Он начинает новую жизнь. Почему он должен сохранять верность семейной морали? В Егшипте это нормально. Почему нет?
Вопрос, который заставляет Йосефа колебаться - это "я египтянин" или "Я еврей".
Три эти "цепочки" касаются вопроса "кто я"?
Четвертая "цепочка" - в нашей главе. Моше приказывает сынам Израиля строить Скинию. Строительство завершено. Осталось освятить Скинию, Аарона и его детей. Он облачает Аарона в одежды первосвященника. Помазывает его маслом помазания. Но на слове "ваишхат" - "и зарезал" (барана, приносимого в жертву) появляется знак "шалшелет".
В чем колебания Моше? В чем внутренняя борьба? В Писании нет даже тени намека на это.
До сих пор Моше руководил народом Израиля. До сих пор Аарон был на втором плане. Сейчас Аарон получает священническую должность. Он будет служение в Храме. В Йом Кипур он делает что-то, приносящее всему Израилю искупление. Моше никогда не станет священником. И его дети тоже нет.
Моше сейчас назначит своего брата на должность которая уже недоступна для него. Он радуется за своего брата. Но невозможно чтобы он не чувствовал вкуса потери.
Все эти четыре истории напоминают нам одно: наступает какой то момент, когда мы должны решить кто мы. Лот - иври, а не содомитянин. Йосеф - еврей, а не египтянин. Моше - пророк, а не священник. Для того, чтобы сказать "да" тому что мы должны быть, мы должны сначала сказать "нет" тому, чем мы не должны быть.