С Б-жьей помощью
Но по отношению ко Всевышнему, благословен Он, ступень мудрости - которая [во всех творениях] есть начало мысли и основа ее - у Него она завершение действия. То есть она как бы считается категорией и ступенью действия по отношению ко Всевышнему, благословен Он, как написано: "Ты все мудростью сделал"[1]. И [в порядке сравнения] можно сказать, [что мудрость относима к Нему], как качество жизненной силы в телесном и вещественном действии относится к качеству жизненной силы мудрости, которая есть начало и источник жизненной силы в человеке и во всех материальных творениях. [Жизненная сила физического действия -] ничто по отношению к жизненной силе букв речи, а она - ничто по отношению к жизненной силе букв мысли, а она - ничто по отношению к жизненной силе и уровню эмоций, от которых возникла эта мысль, а она - ничто по отношению к жизненной силе и уровню и ступени мудрости, понимания и знания, источника эмоциональных сил. Совершенно подобно этому отношение ступени и уровня мудрости, начала и источника жизненной силы во всех мирах, ко Всевышнему, благословен Он, в славе Его и сущности, Который возвышен и превознесен мириадами ступеней вознесения более, чем вознесение ступени мудрости над жизненной силой действия, ибо это - вознесение лишь на пять ступеней: действия, речи, мысли, эмоциональных сил и разума, но Всевышний, благословен Он, возвышен и превознесен над ступенью мудрости на мириады таких ступеней до бесконечности. И только потому, что творения способны постигать лишь поступенное нисхождение от ступени мудрости, которая для них - начало, ко ступени действия, нижней [из всех ступеней], мы говорим, что по отношению ко Всевышнему, благословен Он, ступень мудрости считается как бы совершенно тем же, что и ступень действия. То .есть это значит, что Он "высок и превознесен" и возвышен великим вознесением, неизмеримо выше ступени мудрости, и к Нему нельзя отнести никакое понятие, относимое к мудрости, даже в безмерно превосходной степени. Так нельзя, например, сказать о Нем, что никакое из творений, как верхних, так и нижних, не способно постичь Его мудрость и суть, ибо постижение относимо и применимо к [сфере] мудрости и разума, и [в таком случае] можно сказать, что это можно или нельзя постичь из-за глубины постигаемого. Но Всевышний, благословен Он, выше разума и мудрости, и о Нем совершенно нельзя сказать, что нельзя Его постичь из-за глубины постигаемого, так как сфера постижения вообще к Нему не имеет отношения, и если кто-либо говорит, что нельзя Его постичь, это звучит так, как если бы он сказал о некоей возвышенной и глубокой мудрости, что нельзя ее пощупать руками из-за глубины постигаемого, - каждый, кто услышит такое, посмеется над ним, потому что чувство осязания относимо и применимо только в сфере телесного действия, где естественно прикосновение рук. Подобным же образом по отношению ко Всевышнему, благословен Он, ступень разума и постижения считается совершенно такой же, как физическое действие - и даже постижение разумных [творений] в высших мирах, и даже ступень высшей мудрости[2], всех их оживляющая, как написано: "Ты всех их мудростью сделал".
А что Всевышний, благословен Он, назван мудрым в Писании, и мудрецы, благословенной памяти, относят к Нему ступень и уровень мудрости, - это потому, что Он источник мудрости, ибо от Него, благословенного, проистекает и эманируется суть ступени высшей мудрости в мире Ацилут. И также [Он назван] милосердным и благим, ибо Он - источник ступеней милосердия и доброты и прочих атрибутов, ибо все они произошли и эманированы от Него, да будет Он благословен. Вид и природа этого происхождения и эманации - как и что - известны просвещенным [в тайной мудрости]*.
* Примечание.
Тайна сжатия света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, и сжатия Древнего Адама[3], и тайна [сжатия] Дикна[4] - предназначение всех этих сжатий - ограничить свет, чтобы он облекся в сосудах десяти сфирот[5]. И уже после облечения света Эйн Соф в сосудах Хабад[6] можно сказать так, как написано у Рамбама: "Он - знающий, и Он - знание, и Он - знаемое, и знанием Самого Себя и т. д.", ибо сосуды мира Ацилут становятся душой и жизненной силой для миров Бриа, Йецира и Асия и для всего, что в них. Но без этого сжатия и облечения совершенно нельзя сказать: "Он - знающий, и Он - знание и т. д.", ибо Он никак не относим к сфере и границам познания и знания, сохрани Б-г, но Он неизмеримо и бесконечно выше даже категории и границ мудрости, так что мудрость считается по отношению к Нему, благословенному, подобной категории физического действия.
Но мы не дерзаем вникать в область сокровенного[7], и лишь открыто нам, дабы уверовать полной верой, что "Он и Его атрибуты - одно", то есть атрибуты Всевышнего, благословен Он, и Его желание, мудрость, понимание и знание - [одно] с сутью и сущностью Его, только Он возвышен бесконечно над категорией мудрости, разума и постижения. И потому единство, которым Он соединяется со Своими атрибутами, которые Он эманировал из Себя, также не есть в сфере постижения, [то есть невозможно] постичь, как Он с ними соединяется, и потому в священной книге "Зогар" атрибуты Всевышнего, благословен Он, то есть сфирот, названы Раза демегейманута, тайна веры, и это - вера, превосходящая разум.
К главе девятой
[1] Тегилим, 104:24.
[2] То есть сфира Хохма (мудрость) в мире Ацилут.
[3] Древний Адам (Адам Кадмон) - первое (и высшее) состояние существования, в котором Всевышний проявляет Себя после сжатия (Цимцум). Это источник всех последующих эманации и творений.
[4] Сфира, следующая за Древним Адамом и предшествующая миру Ацилут, называется Кетер (Венец). Очень сильно ограниченный свет, который от Венца передается миру Ацилут для того, чтобы возможно было появление сфирот или атрибутов, называется Дикна.
[5] Десять атрибутов, являющихся как бы каналами, проходя которые, бесконечный свет уменьшается настолько, что становится возможным создание им Вселенной и его действие в ней. Эти десять сфирот: Хохма (Мудрость), Бина (Понимание), Даат (Знание), Хесед (Доброта), Гвура (Сила), Тиферет (Красота), Нецах (Вечность, Победа), Год (Великолепие, Благодарение), Йесод (Основа), Малхут (Царство). См. Тания, часть 4, поел. 15.
[6] Хабад - начальные буквы первых трех сфирот (составляющих разум): Хохма, Бина и Даат.
[7] В то, что скрыто от постижения и не может быть предметом изучения, но все же это открыто вере.