6

«Давид, песнями назвал ты их?!.»[1]. В книге «Зогар» говорится, что Тора — это хвала и гимн [Всевышнему]. Следует понять, в каком смысле законы, говорящие о том, что такая-то ведь запрещена, а такая-то разрешена, являются хвалой Всевышнему, благословен Он. Это станет понятным из разъяснения стиха «Как велики дела Твои, Г-сподь, бесконечно глубоки мысли Твои»[2].

Известно, что все миры — высшие и низшие — зависят от точности исполнения каждой детали заповеди. Так, например, если жертвоприношение совершается как должно, происходит единение высших сфирот и все миры поднимаются на более высокую ступень, чтобы получить там жизненную энергию и благодать. Если же [коген] изменил [правильный порядок] и собрал кровь жертвы в сосуд, который он держал в левой руке, или в непригодный для этого храмовой сосуд, или если в этот момент между рукой, которой он держал сосуд, и сосудом был посторонний предмет[3], то миры не поднялись и не получили жизненной энергии и благодати из Источника жизни, [от] Бесконечного, благословен Он.

Подобно этому при возложении тфилин раскрывается в мирах высший разум Малого Лика и его Жены, являющихся источником жизни для всех миров. Если же одна деталь тфилин не соответствует закону, [тфилин} становится негодным и сияние высшего разума покидает миры. То же относится к деталям запрещающих заповедей. И поэтому тот, кто созерцает величие деяний Всевышнего, проявляющееся во множестве миров с творениями, наполняющими их, размышляет и о том, что существование этих миров полностью зависит от одной-единственной детали закона Торы. И в этом проявляется глубина мысли и мудрости Всевышнего, в том, что от тончайшего их нюанса зависит, поднимутся ли все миры и получат ли жизненную энергию и благодать или нет, не дай Б-г. Таким образом, человек может осознать бесконечную глубину мысли Всевышнего, которая неизменно превосходит всю жизненную энергию миров, ведь источник всей этой энергии — одна-единственная деталь [Б-жественной мысли], представляющая собой каналы, по которым распространяется эманация из Его мозга, о чем известно из книг «Тикуним»и «Идра раба».

И это было источником радости царя Давида, да покоится душа его в мире, которой утешал он свое сердце, изучая Тору в годину бедствий. Однако за то, что он гордился своим восхвалением Торы в этом ее качестве [-как источник жизни всех миров], говоря: «Песнями были для меня законы Твои»[4], — он был наказан. И сказал ему Всевышний, благословен Он: «Песнями назвал ты их?!». Ибо на самом деле это достоинство Торы — то, что существование всех миров полностью зависит от малейшей ее детали, — всего лишь внешний аспект глубины мысли [Всевышнего], как говорится об этом в другом месте от имени раби Ицхака Лурии, в связи с объяснением изречения мудрецов. «Тора — плод, упавший с Древа высшей мудрости»[5]. Внутренние же аспекты этой глубины — сокровенная Тора — абсолютно едины с наполняющим их светом Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он; а пред Всевышним все миры — абсолютное ничто, Он — тот же после сотворения мира, что и до сотворения. И поэтому, [как и Самого Всевышнего], сокровенную Тору не пристало восхвалять за то, что она источник жизни всех миров, ибо перед нею они – абсолютное ничто. И сокровенная Тора не может быть источником радости и наслаждения для человека, она радует сердце и доставляет наслаждение Самому Царю Всевышнему, благословен Он, ибо [лишь] Б-гу ведом путь ее, Ему известно достоинство ее и место. И Его знание об этом — это как бы знание о Себе Самом. Однако «от взоров всех живущих скрыта она»[6], как сказано: «...Лика Моего не дано видеть»[7]. То есть скрыт ее внутренний аспект, как я уже писал в соответствующем месте от имени раби Ицхака Лурии. И еще сказано: «Я [Тора] была наслаждением Его»[8], — именно Его. [И еще сказано:] «Ликует она пред Ним»[9], — именно пред Ним Самим, в глубинных аспектах Б-жествен-ного света. И еще сказано об этом: «Я была Его воспитанницей [амон]»[10]. Читай не амон [»воспитанницей»], но оман [»произведением Его искусства»].

С другой стороны, о внешних аспектах Торы сказано: «Я ликую на просторах земли Его. я дарую блаженство сынам человеческим»[11], — ибо дарованная нам Тора содержит в себе как внешние аспекты, так и внутренние, как написано о явленном пророку Зхарье летящем свитке: «Он был исписан изнутри и снаружи»[12]. И за то, что Давид сосредоточил свое внимание на внешних аспектах Торы, он был наказан забывчивостью, связанной с внешними аспектами [разума]. И забыл он на время написанное в Торе: «Самое святое в службе возложено на них, на плечах должны нести они [Ковчег завета]»[13]. [Духовный смысл этой заповеди — ] связать и объединить «плечи», символ внешних аспектов мудрости, со служением «самому святому», являющемуся высшей мудростью в ее глубинных аспектах, откуда происходят Скрижали завета. И так сказано о Скрижалях: «На них были начертаны буквы с обеих сторон»[14] — это означает, как объяснено в трактате Шкалим Иерусалимского Талмуда [6:1], что текст на Скрижалях [чудесным образом] одинаково читался с обеих сторон, — смотри там.

К отрывку шестому

[1] Заповеди Торы. См. Шмуэль II, 6:1-12. См. также Сота, 34а.

[2] Тегилим, 92:10.

[3] См. Звахим, 24а, 156 и 19а.

[4] Тегилим, 119:54.

[5] См. Тания, часть 4, поел. 19.

[6] Ийов, 28:21.

[7] Шмот, 33:23.

[8] Мишлей, 8:30.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Мишлей, 8:31.

[12] Зхарья, 5:2.

[13] Бемидбар, 7:9. См. также Сота, 35а.

[14] Шмот, 32:15.

Запись опубликована в рубрике: .