Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Перевод Хумаша на идиш

Много лет подряд Гагро (Виленский Гаон) ЗаЛ выражал свое великое огорчение перед своими учениками, его братом р. Йисохор ЗаЛ, и его сыном р. Авраамом ЗаЛ, тем, что Пять Книг Торы не переведены на разговорный еврейский язык – идиш – с комментарием, легким для понимания и построенным так, чтобы это было доступно каждому.

Гаоны браться Гагро и его сын, кроме их высочайшей гениальности в Торе были также весьма образованы в различных науках и разговаривали на многих языках: польском, немецком, французском. И когда услышали, что в Берлине есть большой талмид хахам, и строгий в выполнении заповедей, который перевел Пять книг Торы на немецкий язык ясным языком, то выбрали пятерых лучших учеников – среди них также Гаон р. Мойше Майзель ЗаЛ, который впоследствии стал преданным хасидом, — и послали их в Берлин чтобы выяснить что это за талмид хахам, который перевел Пять книг Торы, и переписать перевод.

Ученики-посланники оставались в Берлине более года, и переписали много из перевода и привели перед вышеупомянутыми гаонами. Перевод весьма понравился им и прославили его перед Гагро, и по его разрешению было дано сынам Торы переписать его несколько десятков копий, и распространили их среди знающих книгу, и установили время, чтобы учить их перед народом.

*

распространение перевода Мендельсона среди сынов Торы и знающих книгу, кроме того, что затемнило свет святости Торы и ее блеск, стало также проводником для нескольких десятков сынов Торы, обладателей замечательных способностей, учеников ешив Вильно, Шклова, Слуцка, Бриска и Минска, чтобы ехать в Берлин, изучать немецкий язык и медицину, геометрию и механику, и из них р. Борух Шик, р. Биньомин Залман Ривлиш из Шклова, р. Менаше из Илия, р. Пинхас Элиягу из Вильно – автор «Сефер гаБрит», и известный медакдек (грамматик) р. Шломо из Дубно.

 

Стр 210

Противодействие изучению перевода и комментария

 

Ученики рава Магида из Межерич знали по традиции происшествие, имевшее место в 5503 (1743) г., когда наш учитель Баал Шем Тов нишмосой Эйден позвал своих самых доверенных учеников из Хеврайа Кадиша и рассказал им:

В одном из городов Германии жил переписчик свитков Торы и звали его р. Менахем, Б-гобоязненный и чрезвычайно грамотный в Торе еврей, и дал ему Вс-вышний сына, имевшего очень хорошие способности, и учил с ним Тору, Мишну и Гемару, и поскольку он не верил в кабалу и презирал ее в своем сердце, а иногда также и грубым словом, и говорил дурное о святой книге Зогар, это подействовало дурно на мальчика в вопросах веры.

Когда умер р. Менахем, и его сын-сирота стремился учить Тору – оставил свой город и пошел в другой город в Германии, и там пожелал учить также остальные науки, кроме изучения Торы. И С»М кормит его и дает ему успех во всем, ибо его избрал чтобы легасит эт Исраэл (свернуть Израиль с Б-жественного пути) ложными знаниями и сделает корха (нанесет большой урон) в Израиле  и выучит кофрим (отрицающих) Вс-вышнего и его Тору, и каждый кто будет держаться нашего пути – закончил наш учитель Баал Шеим тов – спасется от него и от его учеников и от учеников его учеников.

И когда в 5536 (1776) г. стало слышно о распространении перевода Мендельсона, старейшие ученики Баал Шем Това и рава Магида выступили против изучения перевода и его комментария, и чтобы сделать ограду, выступили против изучения грамматики, и положили сердце чтобы наблюдать за хасидим, чтобы учить Танах только с комментарием Раши, что вызвало большое возмущение людей Торы из общины миснагидов.

Молодежь едет в Германию

(стр 211)

Из года в год увеличивалось число молодых людей, едущих в Германию учиться в различных университетах медицину, геометрию, ораторское искусство, музыку, лингвистику и т.д., и большинство их обладали большими способностями и проявляли большое усердие в их учебе, и преуспели в приобретении глубоких познаний в естественных науках, и часть из них настолько потрясли своих профессоров, что приблизили их к себе, и дали им высокооплачиваемые преподавательские должности в университетах. А остальные вернулись на Родину.

Эти ученики, которые вернулись, увенчанные короной образования, в науках и в искусствах, лишь малая их часть остались цельны в Торе и заповедях, а у большинства из них образование повредило их Б-гобоязненности  и начали облегчать в исполнении практических заповедей, а некоторые из них «сошли с дороги» — в понятиях того времени.

Врачи устроились на хорошие должности в различных городах, а обладатели познаний в остальных науках большинство их устроились в больших городах, и положили все их сердце чтобы отравить молодежь Израиля и подростков семенами гаскалы, и чтобы скрыть свои намерения, прикрывались талитом Б-гобоязненности, и большинство их избрали меламдут, и поскольку они были приучены к порядкам и обычаям Германии, нашли симпатию в глазах родителей и учеников.

Особенно сильно повлияли тогда на процесс воспитания в Польше и Литве вообще, и на усиление желания среди молодежи изучать святой язык в особенности, два события, которые произошли тогда в Германии, доме гаскалы:

1)  программа школы для детей, которую составил писатель и грамматист Нафтали Гирц Визель, в соответствии с этой программой было основано тогда несколько школ в Германии и Австрии.

2)  Объединение еврейских адвокатов, врачей и механиков и геометров уроженцев Берлина – решили учиться писать и говорить на иврите.

Война Маскилим с руководителями хасидизма

С тех пор – 5534-5537 (1774-7) маскилим вели войну с руководителями хасидизма в Галиции, Польше, Волыни, Украине и Литве, с помощью различных доносов и наветов, и община Хабада и их руководители терпели вдвойне относительно остальных руководителей хасидизма по их направлениям, ибо страдали с одной стороны от маскилим и с другой стороны от миснагдим.

 

Стр 237

Шимон гакофер

В 5552 г. пришел в  Вильно  один из жителей Замута, по имени Шимон, ученик ученика р. Исроэл Лифшица в математике и механике, и ученик ученика р. Залман-Хене в грамматике, и удивительно грамотный в Танахе, и нашел симпатию в глазах гаонов р. Иссохора, брата Гагро, и р. Авраама, сына Гагро, и приблизили его очень, и поставили его главным наблюдателем над учителями Танаха в Талмуд Торах Вильно.

Шимон прятался в одежду талмид хахама, Б-гобоязнеггого человека, и Гагро очень уважал его, и также просил его редактировать его книгу «Дикдук Элиягу», и никто не мог предположить, что этот человек Шимон он из скрытых маскилим, и все его стремление – это ловить души для маскилим.

Он определял учеников Талмуд Тор по их способностям, и самым способных, из тех, кто уже начинал учить Гемару в ешивах, организовывал изучение Танаха с различными комментариями, кроме комментария Раши, и когда уже был уверен, что уже отравил их своим ядом, организовывал им поездку в один из городов Германии, объясняя всем, что они едут в ешивы Минска, Витебска, Сморгона и Бриска.

Около четырех лет действовал Шимон, скрытый подстрекатель чтобы ловить души и привести их под крылья гаскалы, с большим умением и организованностью, и каждые полгода выбирал из учеников самых способных, и с деланной простотой «отправляйся в изгнание чтобы учить Тору», посылал их в школы под влиянием маскилим в Галиции и Польше, и никто кроме Йосефа Песелеса, который был скрытый маскил, и поддерживал маскилим большими суммами денег. Не знал и не подозревал этого Шимона, что он апикорос по своим убеждениям.

Стр. 239

Сорвана маска с лица Шимона -кофера

Примерно в месяц Элул, получили хасиды-гаоны р. Борух-Мордехай и  р. Мойше Мейзелиш письмо из Лиозно от имени Алтер Ребе, что этот человек Шимон, что они описывают его, что он Б-гобоязненный и любит сидур Алтер Ребе  и превозносит его, на самом деле это скрытый маскил, и посланник маскилим, чтобы ловить души и отдавать их молоху гаскалы, и чтобы они положили сердце на него, чтобы следить за ним, и стеречь шаги его, и когда они смогут схватить его за руку – раскрыть его истинное лицо.

стр 240

Первый ключ, чтобы раскрыть тайну Шимона, было снятие копии с его письма к г. Песелесу.

В письме он сообщает. Что сейчас он находится в Кракове, и отчитывается о своей поездке в городах где есть хасидские поселения, и что он посетил также столицу хасидизма, и после того. что находился там неделю, ибо несколько дней был болен, был принят на аудиенцию у Главы (Алетр Ребе), и он распознал его. Может быть, пишет с издевкой, почувствовал запах, как тот йенука (ребенок) в Святом Зогаре, что почувствовал запах, что не читали Шма, а он не одевал тфилин в тот день, но это он не узнал, но распознал, что он посланник маскилим., и в ту же ночь уехал оттуда. И когда он проезжал города Белоруссии, видел, что позиции хасидов очень сильны, и трудно представить, что удастся проникнуть к ним.

Он и его товарищи держат совет, как захватить их, и как вести пропаганду против них, ибо мы – пишет он, все придерживаемся мнения, что не был, и нет, и не будет[1], и одно нам, или те. кто говорят «накдишох» и «кесер»[2], или те. кто говорят «некадеш», и «наарицох»[3], что все они как один, держатся за устаревшее, и следует просветить их.

 

 

«Плетка для лошади, узда – ослу, и палка – спине глупцов»

стр 245

 

Сказано «плетка для лошади, и узда – для осла, и палка – для спины глупцов», и объясняет Ибн Эзра, трое нуждаются в том, чтобы бить их. И кто это трое, которых следует бить? – лошади – это противники учения хасидизма, хамор (осел) – это  баалей ганаа (те кто любит жить в свое удовольствие), наслаждающиеся материальностью этого мира, и глупцы (ксилим) – это маскилим, шрацим, порождения ави авот тума Мендельсона и его секты.

 

Эти трое, лошадь, осел и глупцы, перечисляет их по порядку. Тот, который лошадь и не учит хсидус, и в особенности тот, который выступает против учения хасидизма, — он как лошадь. И почему лошадь? – потому что лошадь никогда не видит неба, ибо никогда не поднимает голову чтобы увидеть что есть небо, и так же люди, которые не хотят знать, что над их головой есть небо.

 

Из этих лошадей происходят две группы, одна – подобна ослам, наполняющим желания их души в удовольствиях этого мира, сначала в разрешенных вещах, что Ребе (здесь: Алтер Ребе) пишет в контросе (имеется в виду по видимому, Танья), что также разрешенные вещи, если делают их для собственого удовольствия, это совершенное зло, и от разрешенного переходят к запрещенному…

 

И вторая группа – это маскилим, ксилим (глупцы), атеисты, да сотрется их имя и память о них вовеки веков.

 

И Писание учит нас, как следует себя вести с этими тремя, чтобы вернуть их к добру.  Лошадь следует бить плеткой, пока не будет знать, что она лошадь, это первый подход, но святой Малах (Авраам гаМалах, сын Межеричского Магида) обновил, что лошадей следует бить, пока не выйдут из своей «лошадиности»

Есть два пути, как вести себя по отношению к противникам учения хасидизма, первый – показать им, что без изучения хасидизма они остаются сусим (лошадьми). И второй подход, который выучил Адмур (Алтер Ребе) из святых слов Святого Малаха к извозчику, что следует объяснять миснагидам вопросы изучения Торы и служения Творцу, пока не выйдут из своего невежества.

И мэтэг (узда) ослу – это те, кто тянется за желаниями их сердец, следует научить их дать узду и стремя, чтобы не идти за своими желаниями и вести себя по законам Торы без того чтобы искать разрешения и облегчения.

Эти два типа, миснагиды и любители удовольствий, у них есть еще исправление с помощью плетки и узды, а что касается ксилим, проклятые маскилим да сотрется их имя, нет им никакого исправления, и как глиняный сосуд, который «проглотил» запрещенное, что нет у него исправления, но только швира (ломка), так же это проклятые маскилим что яд атеизма отравил их – нет им никакого исправления, и только разбиение их и устранение их из мира это их исправление. И поэтому говорится «шевет» — крепкая толстая палка – для спины дураков, бить их и удалить их от границ Израиля.

 

Стр 254

Храм грамматики и храм раскрывающих лица в Торе не по закону[4]

(Шимон-кофер, посланник маскилим приходит к Алтер Ребе на аудиенцию) Рассказ от первого лица

 

Когда я зашел в комнату Ребе, на меня напал страх и ужас от вида лица Ребе, его пронизывающего взгляда и сильного протяжного голоса, когда он спросил меня «что ты хочешь»?

Но я сразу взял себя в руки и успокоился и сказал: я учитель маленьких детей в моем городе, и я учу с моими учениками в соответствии с правилами и законами грамматики, а мои товарищи – другие учителя противятся мне, и говорят на меня дурное, за то, что я изучаю с учениками также законы языка, и когда я привел доказательство из сидура с новым нусахом, который составил Квойд Кдушас Адмур, что он очень точен в соответствии с правилами грамматики, не ответили мне ничего, и я хочу попросить на благо многих, дать мне рекомендательное письмо, чтобы оно было мне свидетельством, что хорошее дело, чтобы учить в соответствии с правилами грамматики и приучать детей правильному чтению и чтобы учили также Танах.

 

Алтер Ребе задумался на несколько минут, и потом поднял голову и открыл глаза и сказал:

 

Действительно, говорить слова молитвы и псалмы и в особенности чтение Шма и Шмонэ Эсрэ должно быть с большой точностью в соответствии с законами грамматики, но относительно изучения грамматики и лингвистики требуется большая осторожность. В месивта дэракиа (Высшая ешива) есть различные хейхолойс (Храмы) для каждой науки, и между этими двумя храмами, храм грамматики, и храм лингвистики, находится храм раскрывающих лица в Торе не по закону. То. что человек изучает днем, когда его душа поднимается ночью, чтобы черпать жизнь Свыше,  — душа поднимается ночью в тот храм, и иногда происходит что она заблудится, и вместо храма грамматики или храма лингвистики она попадает в храм раскрывающих лица в Торе не по закону, и поэтому следует быть осторожным в изучении грамматики и лингвистики.

 

Гейхином (ад) разверзается под ним

 

Когда закончил говорить, снова оперся на свои руки, как сначала. Потом поднял голову и раскрыл глаза и спросил меня, как я объясняю своим ученикам посук «вайехерад Ицхок хародо гдойло ад меойд» (И испугался Ицхак очень сильно – (в истории с Яковом и Эсавом).

Я объясняю, ответил я, то что написано в первом объяснении Раши что это язык удивления.

А почему – спросил меня, ты не объясняешь твоим ученикам как объяснение Раши от имени Мидраша, что гейхином разверзается под ним?

– Я считаю – ответил я – что не следует утомлять слабые детские мозги словами Агады вообще, и тем более такими страшностями, как Гейхином и т.п., и еще более того. что ребенок не сможет себе это представить, и ему будет трудно понять, как это такой большой и широкий гейхином, в котором постоянно пылает пламя,  уже больше 5555 лет, уместится в комнату Ицхака, и Эйсав со своим отцом останутся в живых, и даже их одежды не опалит огонь.

А откуда учит Мидраш, — спросил меня еще – что увидел гейхином раскрыт под ним?

Я молчал и не ответил ничего, ибо понятно, что я не мог сказать, «разве это первая выдумка в Мидраше и Талмуде?». Когда увидел, что я молчу, сказал:

Когда Эйсав вошел к Ицхаку и Ицхак спросил его кто ты и Эйсав ответил отцу Я сын твой первенец твой Эйсав, и он солгал, ведь он уже продал свое первенство Якову законной  продажей по всем законам, и Ицхак знал об этом, — «вайехерад Ицхок хародо гдойло» — испугался большим страхом, из за лжи, что солгал Эйсав, и отменил законы Торы, и от этого испугался большим страхом, и поскольку он лжец, то ад разверзнут под ним.

И когда закончил говорить, снова оперся на руки, как вначале. А после этого поднял голову и раскрыл глаза и взял одну свечу из двух свечей, что стояли на столе, — ибо так был его обычай, когда он принимает людей, даже днем, две свечи горят  и книга Хумаш и Зогар лежат на столе – и поднял свечу и пристально посмотрел на меня  и сказал:

Когда уроженец Вильно и говорит что он из Замута, когда он отдает сыновей Молоху гаскалы и он говорит что он учитель, — то ад разверзнут под ним, сколько душ погубил ты и ты еще стоишь на своей дороге, так это что ты попал в минут (атеизм), и все входящие туда не вернутся.

Стр. 256

Раскрылся позор Шимона-кофера

Около шести недель я находился в поездке в Могилевской, Минской, Черниговской губерниях, и я спешил ехать в Львов, там я встретился с моими друзьями, и передал им подробный отчет, что община хасидов. Кроме того, что они уже прочно стоят на ногах, они идут и захватывают новые места, и делают это с большим умом  и организованностью, и народ идет к ним во множестве.

Мои товарищи решили, что прежде всего следует возобновить херем с еще большей строгостью чем ранее, и в особенности строгость запрета соучаствовать с ними в делах и приближаться к ним, что такой херем предостережет простой народ, от того, чтобы приближаться к ним, и отдалятся от них, и послать людей в столицу, чтобы испортить мнение о них в глазах правительства, и

 написать донос на их руководителя, что он собирает большие деньги  и отсылает их за границу, в Турцию, и когда соберет большую сумму денег, провозгласит себя царем над евреями, как это делали Шабтай Цви и Франк, и известно нашим товарищам, что уже есть у их главы влиятельные люди в правительственных кругах, и в особенности среди вельмож и помещиков, но тем не менее, они надеются, что они смогут достичь этого через нескольких учителей-французов, находящихся в домах этих вельмож, аристократии, и правительственных министров,

Бецалел-Борух сказал  р. Борух Мордехаю, что как он понял, Шимон привез с собой текст херема, и требуется только подпись Гагро, и несомненно, что  г. Песелес сделает это вместе с комитетом по борьбе (против хасидов).

На исходе Святой субботы Шуво, р. Борух Моредхай и  р. мойше Мезелиш собрали собрание руководителей хасидской общины, возглавляющих оборону от миснагидов, и сообщили им о всех делах Шимона-кофера, и решили, что в хол-гамоед суккот комитет общины соберет большое собрание, и там сообщат и расскажут все о найденных письмах, и сорвут покрывало с лица Шимона, переправляющего еврейских детей к Молоху гаскалы.

В четверг, на следующий день после Йом-Кипура, 5557 (1796) г., распространился как молния слух по всему городу, что Гагро объявил строгий херем на хасидов, и в особенности на их руководителя, и что в соответствии с этим херемом гаон разрешил и также постановил делать хасидам самые ужасные вещи, и приказал чтобы никто не жалел их, а того, кто будет вести с ними дела, подвергнут наказанию палками.

Этот херем возмутил не только хасидов Вильно, но также спокойных миснагидов, и в тот же день распространился слух, что  этот херем был объявлен без согласования с Гагро, ибо он уже стар, ему 77,5 лет и от поста в Йом Кипур он сильно ослаб. Но комитет по борьбе во главе с г. Песелесом и Шимоном-грамматистом, они сделали это, и поэтому херем был объявлен рано утром, и в присутствии лишь нескольких человек[5].

В пятницу – на следующий день после объявления херема – 12 тишри 5557, новый парнас (руководитель общины) хасид р. Меир Рефоелс, сделал объявление для всех жителей Вильно и пригородов:

1)  объявление о хереме на хасидим не получило подтверждение от бейт-дин-цедек, отказывающегося его подтвердить, ибо не ясно, если это вышло от самого гаона.

2)  В среду, в первый день Хол гаМоед Суккот состоится общее собрание и от общины объявлено, что на него должны явиться все мужчины женщины и дети от бар-мицва и старше

В тот же день, когда был объявлен херем, в тот же день хасиды Вильно составили письмо от имени всех руководителей общины – также некоторых из миснагидов – по поводу упомянутого в объявлении общины п. 1, и послали специальных посланников в общины Бриска, Шклова и Минска, и просили распространить.

А к общине хасидов Минска, Шклова, Швинциана, Витебска и Могилева сообщили, что только что стало известно в соответствии с обнаруженными письмами и документами, подписанными этим человеком и его товарищами, о которых они сообщают в объявлении, что этот человек Шимон, о котором гаон хорошо отзывался, и возвысили его и назначил его инспектором на д учителями в ешивах и хедерах Вильно, ибо он весьма грамотен в грамматике и в преподавании Танаха, это законченный апикорос и посланник маскилим, чтобы ловить души и оттолкнуть их от изучения Торы и подстрекать их к учению гаскалы, и в течение четырех лет которые он живет в Вильно, он послал многих молодых людей в школы маскилим в Галиции и в Германии, и многие из них уже сошли с пути.

В среду, в первый день хол-гамоед Суккот, на общем собрании, объявленном общиной, и в присутствии бейт-дин-цедек и руководителей и уважаемых людей общины, встали двое уважаемых людей и объявили, что они свидетельствуют о человеке, называемом всеми р. Шимон-грамматист, что он посланник маскилим чтобы оттолкнуть учеников ешив от Торы и подстрекает их идти учиться в школы маскилим в Галиции и в Гаермании, и есть у них список учеников, который от столкнул с пути в течение четырех лет 5552-5556, и суммы денег, которые он потратил на них, и что они готовы поклясться самой строгой клятвой, что их слова истинны, и все что они сказали, написано рукой самого Шимона, подстрекателя и отталкивателя, и рукой его товарищей, и они требуют, чтобы г. Песелес поклялся строгой клятвой, и рассказал все, что ему известно о мерзостях, творимых Шимоном-покером.

Шимон испугался, услышав это и пока он смотрел по сторонам с удивленным видом, подошли двое из стражников общины и несколько молодых хасидов и стали вокруг него, — чтобы он не убежал и чтобы община его не забила на месте, ибо буря среди собравшихся становилась все сильнее и сильнее, и многие из родителей учеников, что все время с тех пор, как их дети уехали учиться в ешивы – как им говорил Шимон подстрекатель, не слышали от них ничего, и утешались известиями об успехах их детей в учебе, которые им передавал Шимон, и надеялись увидеть их увенчанными короной свидетельств о раввинских титулах, и когда услышали что их сыновья упали в яму маскилим – которые были мерзостью в глазах всего Израиля – рвали волосы на своих головах, а женщины – матери учеников – оплакивали их судьбу, и собрание превратилось в плач как на кладбище.

Шум от происшествия с Шимоном-подстрекателем заглушил херем, и в течение около трех недель бейт-дин цедек занимался чтением документов, списков, писем, которые были изъяты из дома Шимона, и все это время Шимон был в заключении в общинной тюрьме под сильной охраной и не помогло ему заступничество г. Песелеса, и в середине месяца хешван был вынесен приговор выслать его вместе со всей семьей из города с позором – как было принято в то время – после того, как он простоит три дня по три часа в «куне», и все проходящие мимо него будут плевать ему в лицо.

И в четверг, 23 хешвана, был исполнен приговор, высылка Шимона-кофера и его семьи с позором.

Стр. 260

Йосеф Песелес и его друзья-маскилим

В начале месяца тейвес 5557 книга Ликутей амарим – Тания – печать которой была завершена 20 кислева 5557, поступила в Вильно, и была большая радость у хасидов Хабада, и установили этот день для радости и веселья, и совпало. Что в тот же день Гагро дважды упал в обморок из-за большой слабости. Когда на следующее утро стало известно об обмороке Гагро, комитет по борьбе (против хасидов) распространил слух (про хасидов), что они устроили благодарственную трапезу в честь слабости Гагро, и в особенности бушевал  богач Йосеф Песелес и скупил книги Ликутей амарим, и вместе с комитетом по борьбе объявили от имени гаона, сжечь книгу во дворе синагоги.

Община хасидов Вильно, несмотря на их большую боль, видеть святую книгу растоптанной и сожженной, старались сохранять сдержанность, ибо был дан приказ руководителями хасидов и членами общины, чтобы не отвечать на это мерзкое дело, и их сдержанность нашла симпатию в глазах многих из миснагидов, и в особенности в глазах гаона р.Хаима из Воложина.

В воскресенье во второй день хол гамоед суккот в 5558 г. сидела группа хасидов в суке хасида, парнаса р. Меира Рефоелса и веселились радостью симхат бейт гашоева, и поскольку состояние здоровья Гагро было опасным, благословили его благословением «ми шеберах». В это время ворвались некоторые из членов комитета по борьбе против хасидов, что наш учитель Гагро умирает, а вы веселитесь этому – не дай Б-г, и устроили большой скандал, и во время похорон распространили против хасидов жуткие слухи, и поклялись отомстить, и около года работали над этим  пока не сделали задуманное, и богач Йосеф Песелес и его друзья очень образовались.



[1] Хочет сказать, что отрицает Б-жественносе существование Благословен Он

[2] нусах Хабад

[3] нусах Ашкеназ

[4] Т.е. извращающих смысл Писания

[5] До последнего дня Гагро не удалось выяснить, был ли этот херем объявлен с его согласия, но из того, что Гагро приблизил к себе руководителей общины хасидов в Вильно, было видно, что он не знал. Что объявлен херем на хасидов