138 ршимос
2 шват 5692
...я хотел бы услышать дополнительное объяснение, то, что непонятно мне уже давно, когда я слышу, что говорят и повторяют и снова говорят, "в Хабаде не уважают мойфсим[1]", и т.д., и т.д. И подобно этому я нашел также в письме Квойд Кдушас[2]. И не хотят говорить об этом, и также заставляют молчать тех, кто говорят и т.д.
Понятно, хасидим ришойним[3], несомненно, они не нуждались ни в чем подобном, ибо их сердце и мозг были чисты и т.д.. Но в наши дни, когда из за цойк hо-итим[4] и т.д. отупели сердца и погружены в материальные дела, в материальность каждой вещи, вплоть до того, что не ощущается эйдлкайт[5] и дерhойбенкайт[6] в душе. И на первый взгляд, это тяжело исправить посредством слов постижения и понимания, ибо это не достигнет цели, эс вет нит онрирн, поскольку это "слишком тонкий инструмент", чтобы с его помощью онhейбн {начинать? или поднимать?}. И этим отличается мойфес или рассказ чудесной истории о праведнике, что это производит возвышение в душе, выход и желание ленаер эс ацмой[7] немного от материальности и т.д. И это производит сдвиг также в низкой душе, или находящейся в низком положении. Еще раз хочу высказать свою горячую и глубокую благодарность...
[прилагается к этому письму на отдельном листе]
На первый взгляд, очевидно, что постижение разумом и понимание какой-либо вещи, невозможно доказать посредством чуда и чудесного явления.
Ибо, поскольку это - аспект разума, необходимо постичь и понять его путем доказательств и путей разума, основанных и построенных на Торе и словах РаЗаЛ.
И чудо доказывает только: существование аспекта чудес и нарушения законов природы. И в особенности - святость и возможности человека, производящего чудо, или истинность идеи, которую приходит доказать это чудо. Но все это не помогает в понимании и постижении вещи посредством путей разума.
Но, с другой стороны, нет такой вещи, которая могла бы очистить материальность природы перед человеком, и пробудить возвышенность в душе, как чудо и нарушение законов природы.
И в дни, когда люди шли за ложными верами, и приходило чудо, чтобы пробудить их вернуться с их дурного пути, не нужно было доказывать, но только что Гашем hу hоЭлойким[8], и "царство Его над всем властвует", а звезды и созвездия - это только топор в руках плотника.
Но идея веры, в общем, не нуждалось в доказательстве. Ибо также все народы земли - кроме отдельных личностей - верили {в высшую силу}. Также существование того, что выше материи, и что это властвует над материей, это было очевидно для всех.
В дни, когда люди пошли за разумом, сказав, что нет ничего выше разума, также тогда мойфес и довор пеле доказывало только, что есть еще аспект выше разума, и есть существо, стоящее выше всех законов и постижений разума, и Он творит разум и его законы, и Он может отклонить его и изменить его как Он захочет, ибо нет ничего невозможного для Творца.
Но даже без этого все признавали, что материальность, и мир, видимый глазами, только вторичен относительно духовности, ибо основное творение и истинное существование - это только духовность, хотя не знали и не постигали полностью величия того, что выше разума. И приходил мойфес, чтобы доказать их ошибку в этом.
Но в наши дни, когда "малхус неhефхо леминус[9]", и распространилось мнение, рахамоно лицлан[10], что в этом мире есть только материя, и законы природы, властвующие над ним, и разум и духовность - это только порождения материальности, и форма материи, которую она иногда принимает, ибо нет у них {духовности и разума} самостоятельного существования,
народ сынов Израиля, которые все верят в Гашем Эход[11], из за трудности эпохи и т.д. вера - у большинства людей - только в макиф[12], и она незаметна и неощутима в ежедневных делах человека и в его поведении совершенно. также из за многих забот о заработке, в которых погружены днем и ночью, разум человека превратился в "лопату", посредством которой находят пропитание, и с течением времени невозможно, чтобы это не огрубило способности восприятия человека, его разум и восприятие.
И поэтому, сегодня, чудо, видимое материальными глазами, возвышает человека из глубокой ямы на "высокую крышу". Ибо вдруг он видит свет во тьме, в которой он находился до сих пор. Ибо он начинает чувствовать, что материальность не так груба и плотна, что духовность творит его и дает ему существование каждый миг и каждый час, и т.д., и выше над высшим страж и выше над ними, Творец всего, который властвует и управляет также в этом материальном грубом мире.
... путь рабеим - указывать путь служения и исполнения Торы и заповедей, а не делать чудеса?
[1] чудеса
[2] Ребе РаЙаЦ
[3] первые хасиды
[4] "времена бедствия" (Даниель 9, 25)
[5] тонкость, благородство
[6] возвышенность
[7] отряхнуть себя
[8] "Вс-вышний – Он Б-г" (Млахим Алеф 18, 39)
[9] "Царство перевернулось к атеизму"
[10] не дай Б-г
[11] Б-г един
[12] Макиф - "Окружающий" свет, свет, который выше, чем миры. см. макиф и пними