Особая святость Народа Израиля и Земли Израиля - рав Кук, Свет Земли Исраэль (3)
«Сущностное творение народа Израиля возможно только на Земле Израиля. Сущностное творение народа Израиля в мысли, в силе жизни и в действии».
Рав Кук берет 3 варианта: мысль – должна быть в Эрец-Исраэль; сила жизни должна быть в Эрец-Исраэль; действие должно быть в Эрец-Исраэль.
Например, когда говорится про Талмуд Вавилонский и Иерусалимский Талмуд, то говорится, что есть особенная ценность у Талмуда Иерусалимского.
Рав Кук говорит, что его настоящее учение – это только то, что он говорит в Эрец-Исраэль. Он даже не хотел публиковать свои тексты, которые были написаны до того. И то же самое рабби Нахман говорит, что Эрец-Исраэль – это что-то особое.
Большинство каббалистов жили в Эрец-Исраэль и творили в Эрец-Исраэль.
Тем не менее, для меня сегодня это не совсем просто понять, что это значит.
Сущностное творение народа Израиля в мысли, силе жизни и в действии возможно только в Эрец-Исраэль.
«С другой стороны, когда израильтяне действуют в Эрец-Исраэль, любое действие, которое происходит внутри Эрец-Исраэль народом Израиля, его какие-то детали будут подчинены общему духу народа Израиля, который находится в Эрец-Исраэль».
Т.е. во всем, что делается в Эрец-Исраэль, будет какой-то отпечаток Земли Израиля.
«И это великое счастье для народа Израиля и для всего мира».
Рав Кук говорит, что то, что есть такая страна, которая называется Эрец-Исраэль, - это счастья для народа Израиля и счастье для всего мира.
«Грехи, которые приводят к изгнанию»,
- это причина того, почему народ Израиля ушел из Эрец-Исраэль. Есть специальные грехи, которые уничтожают или уменьшают источник сущностной святости. И когда эти грехи заставляют уменьшать эту святость, в результате происходит галут, изгнание. Когда этот источник становится нечистым, то его «вода Торы» становится горькой, нечистой.
Как сказано в стихе, «осквернение Скинии». Когда этот особенный сущностный источник был разрушен, когда особенность святость, которая находится в Эрец-Исраэльи в народе Израиля, уже не может осуществляться, тогда все, что остается, это общая святость».
Рав Кук говорит, что есть специальная святость, находящаяся в Эрец-Исраэль, и есть общая святость, общее представление о Боге. Оно хорошее, никто не говорит, что оно плохое. Есть представление о Боге и человек может верить, и все хорошо. Но есть специальный путь служения Всевышнему народа Израиля в Эрец-Исраэль. И когда какая-то тонкость этой материи прекращается, то народ Израиля уже не может стоять на этой ступени особенной святости. Можно сказать, что это святость пророков. И тогда они не остаются совсем без святости, они опускаются к общему представлению о святости. Это та идея, о которой, как я понимаю, здесь говорится.
«Есть достоинство человека».
Рав Кук говорит: что такое общая святость? Это понятие человечности, то, что называется Божественным образом. Это для всего человечества. Это написано в Берешит, а не после Дарования Торы. Очень часто говорят: что говорит Тора? Тора говорит, что человек – это Божественный образ. Рав Кук говорит: да, только это не дано во время Дарования Торы, это дано до того. Это святость всего человечества. Но есть какая-то особая святость, и еще нужно понять, что это, и добраться до нее. И эта особая святость связана с Эрец-Исраэль и с народом Израиля. Это то, что мы потеряли во время изгнания. И это то, что мы хотим получить назад сегодня в Эрец-Исраэль. Как мы говорили, Эрец-Исраэль – это не чисто технический вопрос.