Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

31

Моше смотрит на мир взглядом программиста. Для него Тора это нечто подвижное, в любой момент есть идея и ее противоположность. Это прекрасно в бет мидраше. Но плохо на войне. Поэтому Моше не может войти в Эрец. Для этого требуется Йеошуа. На уровне Йеошуа Тора есть нечто постоянное и однозначное. Он способен завоевать Землю. Люди типа Моше прекрасные учителя. Но для реальной деятельности нужны люди типа Йеошуа, с ясными и твердыми представлениями о мире. В известном смысле это природа разума и природа эмоций. Разум (три высшие сфиры) полон сомнений. В эмоциях (семь сфирот) всегда ясность и однозначность
Еще субботняя тема (и также тема утреннего урока) Суббота это онег. Наслаждение. Будни это работа. Принятие ярма. Мы говорили на той неделе о том, должен ли человек искать счастья, разрешено ли человеку наслаждаться жизнью? И ответ: да. По субботам. А в будни «человек рожден для труда». Но наступает шабат, и Тора говорит — сейчас наслаждаться это мицва. Наслаждаться вкусной едой. Наслаждаться пением. Наслаждаться семейными отношениями. И т.д Это цикл. 6 дней работай, один день наслаждайся.
Еще одна тема шабата: жребий. Судьба человека, другими словами. Рав Ицхак Гинзбург говорит, что судьба человека сокрыта от него до самой последней минуты его жизни. Другими словами человек вынужден действовать не имея ясности, постоянно мучимый сомнениями, прав ли он, по правильному ли пути он идет? И только в самом конце, если удостоится — ему раскроют, был ли он прав в своем выборе, или, может, вся его жизнь была ошибкой…. Это качество «даат» — способность принимать решение, когда нет 100% ни туда, ни сюда.