Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

С утра читали "Уроки по Сод аШем" рава Гинзбурга

С утра читали "Уроки по Сод аШем" рава Гинзбурга Не самое простое чтение. Может быть, стоит отметить один момент. Или два. "Пгам а-брит" означает повреждение завета. Это может существовать в физическом смысле, но есть и духовные смыслы. Изменение внутренней истине это тоже "пгам брит". Когда человек отказывается он своего видения мира, от своих представлений о мире и о себе, потому что кто то считает иначе. Это тоже пгам брит (рав объясняет, что один из смыслов сфиры йесод это эмет — истина. То есть отклонение от истины тоже "нарушение завета".

Еще один смысл "брит" у рава — это "мимуш" — реализация. Нереализованность, отказ от своей миссии в мире — это тоже "нарушение завета"

Это первое.

Второе. Что касается исправления. Кроме очевидного "оставления греха" есть неочевидное:

Во-первых, этот грех не исправляется "нижним раскаянием". Другими словами, чем больше я буду сидеть и плакать и раскаиваться в своих поступках = это вообще не исправляет ничего. Добавляет только "моро шхоро" и отчаяния. И приводит обратно к греху.

Во вторых. Повторяется слово "поиск". Исправление греха это "поиск". Очевидная ассоция с рабби Нахманом и поиском царской дочери.

Другими словами, этот грех исправляется "поиском". Поиском себя, и далеко не в самых очевидных местах.

Человек скажет: я хочу сидеть в ешиве и учиться. Хорошо. Кто сказал, что это что то исправит? Грех "брит" исправляется "свободным поиском" — по ассоциации с рабби Нахманом — именно в самых неожиданных местах, "боковой путь" у рабби Нахмана.

Вообще, в этом смысле история рабби Нахмана о царской дочери — это история поиска "потерянных искр" — и по дороге человека ждут испытания. И он может заснуть и проспать 70 лет. Легко. Потом он просыпается и снова идет искать "царскую дочь" (одно из объяснений — собственную душу. Так объясняется в одном из комментариев на эту историю)

То есть: ты должен знать, что ты потерял. Свою душу. И ты не знаешь где ее искать. Нет ответа в конце задачника. Есть только: иди, и ищи. Может быть найдешь!

Таким образом, тшува это поиск. Не сидеть и думать, какой я бедный несчастный. Ищи — по боковым тропинкам. Не зная заранее, где найдешь.

В каком то смысле этот поиск есть цель опускания души в этот мир * В другом месте у рава говорится — что этот "поиск" это абсолютная спонтанность.