Читали с утра "Дорожную карту рабби Нахмана" рава Малахи Розенберга (в продолжение вчерашнего урока по его же лекции о "чертоге заслуги".
Первое впечатление - я бы сказал, странное.
После многих лет чтения хабадской литературы, убеждающей тебя в том, что "хорошо если бейнони" - что в переводе, на первый взгляд, означает - парень, забудь о какой либо духовности! Ты средний. Твое место внизу (у параши). В мире действия. Все остальные ступени - для ангелов, а не для лошадей...
После многих лет вполне успешных, кажется, попыток, убедить себя (и других) в этом..
Вдруг попадается книга рава Малахи. Которая всерьез говорит о том, что не только "нефеш" но также и руах и "нешама" тебе доступны!
Можно в это вообще поверить? Есть ли "лестница" по которой можно подняться в реальную духовность (так чтобы от этого не поехала крыша, тихо шифером шурша...)??
И если да - то почему Алтер Ребе так последовательно опускает нас в мир действия, в мир, где только нефеш (по крайней мере так можно понять)?
На самом деле я просто гляжу по сторонам, смотрю на людей которые окружают меня в ешиве рава Натана, на самого рава Натана, на семьи его детей, которые молятся с ним вместе.
И закрадывается мысль - а вдруг это возможно?? Вдруг духовные миры это реальность, а не "фантастика"?
Проблема в том, что когда человек "падает" в мир нефеш - то остальные миры перестают для него существовать. Может быть поэтому так важно помнить редкие моменты духовного подъема, когда мир духа вдруг на какой то момент становится реальностью? Может быть об этом говорит Баал Шем Тов, что самая важная заповедь в Торе это "не забудь"? Не забудь эти редкие моменты духовного подъема, когда духовное и Божественное вдруг становится реальным на какой то момент?
И еще вопрос: так что, мои 30 или 40 лет в Хабаде это ошибка? Возможно, что хабад это "хай" - хая-йехида. Мсирут нефеш - самоотверженность за еврейство, приближение далеких и т.д. А Бреслав - это "наран", нефеш-руах-нешама, "внутренние" силы души
Урок поднимется через пару часов. Есть о чем подумать