Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Мы как то обсуждали это на одном из уроков по "Сказочным историям" с комментариями Штейнзальца но может

Мы как то обсуждали это на одном из уроков по "Сказочным историям" с комментариями Штейнзальца, но может быть, стоит подчеркнуть.

Штейнзальц объясняет историю "царского сына которого подменили" как притчу о божественной душе и животной душе и взаимоотношениях между ними. Этакий "хабадский" комментарий на рабби Нахмана.

Однако, когда смотришь на это чуть глубже — видно разницу. У Алтер Ребе, в Тании — отношения между этими душами это перманентная война. "Когда этот поднимается этот падает".

Но у рабби Нахмана все иначе. Оба сына — обе души — выходят из "города" на поиски самих себя. И встречаются в мистическом лесу. И встречают "лесного жителя". И тот, как хороший психолог, помогает им выстроить правильные взаимоотношения между ними. И дальше они отправляются на исполнение шлихут — миссии — раскрыть гармонию всех вещей.

Лес это место гармонии. И заряженные этим потенциалом гармонии — они идут устанавливать гармонию в мире вокруг…

То есть у рабби Нахмана это не перманентная война добра и зла, животного и божественного в человеке, а поиск гармонии. Невозможный без помощи Свыше (праведника) и Торы, способной указать место каждой вещи.

* В шабат был в ешиве рава Натана. Рав Натан комментировал историю про "семерых нищих". Первый нищий, слепой — так он сказал — этот тот, который вообще не видит мира. Это отдельная ступень, она обсуждалась на предыдущих субботах (меня на них не было).

Героем этой субботы был второй нищий, глухой. "Я не глухой, я просто не слышу проблем этого мира". Есть такая ступень — вместо того, чтобы вслушиваться до умопомрачения в проблемы и недостатки — оказывается, есть другой путь — не слышать. Звучит довольно странно, на первый взгляд. На второй — это та же идея о которой говорит Штейнзальц — это называется по-русски "зеленые чернила", кажется…