Мы как то обсуждали это на одном из уроков по "Сказочным историям" с комментариями Штейнзальца, но может быть, стоит подчеркнуть.
Штейнзальц объясняет историю "царского сына которого подменили" как притчу о божественной душе и животной душе и взаимоотношениях между ними. Этакий "хабадский" комментарий на рабби Нахмана.
Однако, когда смотришь на это чуть глубже - видно разницу. У Алтер Ребе, в Тании - отношения между этими душами это перманентная война. "Когда этот поднимается этот падает".
Но у рабби Нахмана все иначе. Оба сына - обе души - выходят из "города" на поиски самих себя. И встречаются в мистическом лесу. И встречают "лесного жителя". И тот, как хороший психолог, помогает им выстроить правильные взаимоотношения между ними. И дальше они отправляются на исполнение шлихут - миссии - раскрыть гармонию всех вещей.
Лес это место гармонии. И заряженные этим потенциалом гармонии - они идут устанавливать гармонию в мире вокруг...
То есть у рабби Нахмана это не перманентная война добра и зла, животного и божественного в человеке, а поиск гармонии. Невозможный без помощи Свыше (праведника) и Торы, способной указать место каждой вещи.
* В шабат был в ешиве рава Натана. Рав Натан комментировал историю про "семерых нищих". Первый нищий, слепой - так он сказал - этот тот, который вообще не видит мира. Это отдельная ступень, она обсуждалась на предыдущих субботах (меня на них не было).
Героем этой субботы был второй нищий, глухой. "Я не глухой, я просто не слышу проблем этого мира". Есть такая ступень - вместо того, чтобы вслушиваться до умопомрачения в проблемы и недостатки - оказывается, есть другой путь - не слышать. Звучит довольно странно, на первый взгляд. На второй - это та же идея о которой говорит Штейнзальц - это называется по-русски "зеленые чернила", кажется...