Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

(продолжение)

(продолжение) Можем ли мы говорить сегодня о новой религиозной парадигме? Если "старый" иудео-христианский (а по сути, эллинистический) Бог был "обязан" быть благим и совершенным, то, возможно, "новый" Юнгианский, назовем это так Бог никому ничего не должен. Он просто зеркалирует состояние человечества и каждого человека и все. И больше ничего. Поскольку в каждом человеке есть "искра" Бога — то Бог это сумма этих искр. Поскольку в каждом человеке есть добро и зло, наслаждение и страдание и масса других неразрешимых конфликтов — то Бог есть "сумма" всех этих наслаждений, страданий, конфликтов и всего того что мы не знаем, как назвать.

В меру моего скромного понимания это и есть Бог хасидизма, Бог Баал Шем Това — по крайней мере, как это интерпретирует мой учитель рав Ицхак Гинзбург, и я понимаю это его учение.

Понятия "ашраа" у рава Гинзбурга означает раскрытие Божественной сущности здесь, в нижнем мире. И это "пробивает" все "цимцумы", все сфирот и все миры.

И это настоящая революция в представлении о Боге.

Один из выводов (возможно) что все разговоры о "правильных" и "неправильных" религиях в известном смысле устарели. То есть мы все еще можем спорить, но нужно добавлять на какой ступени идет спор. На уровне "ацмут" (сущности) нет "авода зара". То есть если и есть, то скорее как "личная" авода зара — когда человек делает по жизни не то, что он должен делать…

Я говорил и говорю (со ссылкой на Шагара и рава Гинзбурга) что актуальная Тора — это Тора поколения. А все предыдущие "версии" это просто словарь. Жестоко? По мне так самое оно…

Шабат шалом!