Человек придумал себе сказку. Что он "подобен Богу". Впервые это рассказало человеку Просвещение. Потом человеку это начал рассказывать хасидизм...
Что делать? Человек поверил... Возможно, если бы человек не был столь легковерным относительно собственной "хорошести" и "праведности" - может быть, какие то вещи выглядели иначе. Или вообще не происходили бы.
Но человек (особенно если он еврей) поверил. Что он добр. Что мир добр. Что арабы и бедуины наши лучшие друзья... Что "мусульманские братья" лучше знают, что хорошо для евреев, чем эти примитивные поселенцы - захватчики холмов...
Такое впечатление, что мы (не дай Бог) потеряем эту страну без единого выстрела.
Но еще перед этим мы потеряем остатки человечности. Потому что мы отвыкли копать в глубину. Нам больше нравится рассказывать себе сказки, какие мы распрекрасные...
*
Я в последние дни (после шабата в Кфар Хабаде) в известном смысле заново открываю для себя Хабад и Ребе.
Первое впечатление от Кфара после Бат Аин: все какие то жесткие и жестокие, угрюмые. "Спина", нет "лица".
Первая мысль в Кфар Хабаде: Как хорошо в Бат Аин, там люди полны света. А здесь все какие то злые..
Ближе к концу шабата пришло понимание, что есть две концепции праведности.
Праведник рава Гинзбурга - это "лицо Бога", сияющее ярче тысячи солнц.
У Ребе? У Ребе это тоже есть. Собственно про "лицо Бога" я впервые прочитал как раз у Ребе.
Но у Ребе есть еще что-то, и акцент делается отнюдь не на "лице". У Ребе основная концепция - это война. Весь "Бати ЛеГани" построен на концепции перманентной войны, "милхама ал абаит", войны, от которой зависит само существование человека...
Основная война - как ни удивительно, основная война это война с собственной глупостью, война с безумием. "Перевернуть безумие со стороны дурного начала в святое безумие" - вот основная концепция первого "официального" выступления Ребе в качестве Ребе.
Совершенно Бреславская концепция "сумасшедшей пшеницы". Наше поколение перекушало "сумасшедшей пшеницы", все вообразили себя этакими супер-дупер праведниками, прекратили сомневаться в себе и в своих побуждениях. Йецер ара отменили за ненадобностью. Тания кажется устаревшей. Зачем Тания если есть Карлебах?..
Может быть, об этом виде сумасшествия говорит Ребе? * Безусловно, "спина" не должна становиться слишком жесткой. "Жестокий суд" это зло. Но модель мира, в которой "не заходит солнце", и люди соревнуются в праведности - как то тоже мало соответствует действительности.
Какой вывод? Ребе был реалистом. По крайней мере в первые сорок лет своей деятельности на посту руководства Хабада...