Вдогонку вчерашнему уроку

Вдогонку вчерашнему уроку: Самое главное. Индивидуализм (он же эгоизм он же эгоцентризм) не есть зло. Это не "баг". Это "фичер".

Поэтому те направления в иудаизме (и христианстве) и около, которые предлагают "бороться с эгоизмом" и видят в эгоизме (она же "гордыня") самый страшный грех - как то это не в кассу.

Более того: как объясняет Персико, индивидуализм (эгоизм, гордыня) это по сути "целем Элоким", Божественный образ человека. Борясь с "эгоизмом" мы боремся с Божественным образом в человеке!

(отдельной строкой - большой вопрос, применима ли модель "исправления", столь распространенная в старых книгах, сегодня. Применима ли вообще? Или должна ли она занимать столь большое место, которое она занимает).

Ну и последнее. То, как Персико описывает базовые концепции христианства. Как "личной" религии. В отличии от "коллективной" религии современного апостолам иудаизма. Вау! Это же гениально! Это же похоже как две капли воды на хасидизм (который рав Гинзбург как то назвал "исправленной версией" христианства).

Значит, получается формула христианство = антисемитизм, усвоенная с детства, и получившая усиленное доп. питание на почве ортодоксального иудаизма - попросту неверна. В воображении встают комиксы для детей хедерного возраста. Где все казаки - только антисемиты. И единственное их занятие - резать и насиловать евреев...

Не то что этого не было. Было! Но это все, что есть мне сказать о христианстве (как бы из возраста хейдера я давно вышел, кажется?)

И вот приходит Персико, и объясняет, что кроме крестовых походов, инквизиции, хмельнитчины и т.д. христианство представляет собой весьма продвинутую религиозную концепцию. И современный хасидизм просто "списан" с христианства... А концепция индивидуальной веры и спасения (пусть, для начала, спасения через "связь" с праведником) это ведь сегодня основа основ западного мира!

Интересное кино...

Из того, что пишет Персико я никак не вижу что "верь и спасешься" это было сутью раннего христианства. Сутью, по Персико, был "машиах внутри тебя". Преображение (итапха, трансформация) посредством "связи" с праведником. Понятно, что все это упростили, исказили, внутреннюю работу подменили формулой и ритуалом. Но ведь изначально это была революционная совершенно идея!

מה נאמר ומה נצטדק.

А иудаизм и до сих пор очень "общинная" религия. И поэтому харейдимный иудаизм так против "баалей тшува". Потому что баалей тшува - индивидуалисты по определению. И угрожают разрушить (и разрушат в конце концов) стены гетто...

Запись опубликована в рубрике: .