Гениальным решением иудаизма было "писать на старом пергаменте" или другими словами традиция реинтерпретации
Гениальным решением иудаизма было «писать на старом пергаменте» или другими словами традиция реинтерпретации.
Традиция развивалась веками и тысячелетиями. Но при этом использовала тот же самый базовый миф. Смысл его полносью менялся. Но «словарь» оставался прежним
Например: история создания Евы из пебра Адама скорее всего отражает взгляд на подчиненную роль женщин 4000 лет назад.
Значительно позже на этот миф напластовались философские и каббалистические интерпретации.
Даже Раши который говорит о том что «цела» означает сторону а не ребро — это уже результат такого переосмысления роли женщины в обществе.
4000 лет назад женщина была просто имуществом. Поэтому на самом деле «ребро». 3000 лет спустя это уже не соответствует социальнлй реальности. И «ребро» становится «стороной»
Важно (и гениально) что переосмысливается и переопределяется тот же самый базовый миф.
В хасидизме миф «праведника» переопределяется как «праведник внутри тебя». Или «гой внутри тебя». Или даже «бог внутри тебя». Но базовый «словарь» и базовый миф остаются неизменными.
Кажется Томер Персико в своей новой книге которую мы начали учить говорит именно о необходимости создания еще одного «слоя» интерпретации. Не стирающего предыдущие слои, но поверх них.
Своего рода «обьектно ориентированный иудаизм»