Гениальным решением иудаизма было "писать на старом пергаменте" или другими словами традиция реинтерпретации. Традиция развивалась веками и тысячелетиями. Но при этом использовала тот же самый базовый миф. Смысл его полносью менялся. Но "словарь" оставался прежним Например: история создания Евы из пебра Адама скорее всего отражает взгляд на подчиненную роль женщин 4000 лет назад. Значительно позже на этот миф напластовались философские и каббалистические интерпретации. Даже Раши который говорит о том что "цела" означает сторону а не ребро - это уже результат такого переосмысления роли женщины в обществе. 4000 лет назад женщина была просто имуществом. Поэтому на самом деле "ребро". 3000 лет спустя это уже не соответствует социальнлй реальности. И "ребро" становится "стороной"
Важно (и гениально) что переосмысливается и переопределяется тот же самый базовый миф. В хасидизме миф "праведника" переопределяется как "праведник внутри тебя". Или "гой внутри тебя". Или даже "бог внутри тебя". Но базовый "словарь" и базовый миф остаются неизменными.
Кажется Томер Персико в своей новой книге которую мы начали учить говорит именно о необходимости создания еще одного "слоя" интерпретации. Не стирающего предыдущие слои, но поверх них. Своего рода "обьектно ориентированный иудаизм"