В этой главе рав Кук выводит тшуву из узких горизонтов личности одного человека на простор всемирной тшувы.
Тшува, о которой он говорит - это сила, которая приводит в движение развитие мира. Это такая "теория Дарвина", только в этой теории есть какой-то мировой дух, и это дух тшувы, и благодаря этому происходит развитие творения.
Потоки тшувы подобны огненным потокам на Солнце. И они дают жизнь множеству миров и бесчисленному множеству творений. Невозможно воспринять великое множество цветов, которое есть у этого великого Солнца под названием Тшува. Какая-то искра от этого пламени на Солнце входит в душу каждого человека и требует подъёма, совершенства, развития и исправления. Эти внутренние потоки - они сильнее любых законов природы, это духовные силы, которые приводят в движение весь мир.
Душа человека, народа и мира, как страшная львица, кричит от боли в своих родовых муках полного исправления, она мучается постоянно из-за препятствий, которые возникают на ее пути.
И мы чувствуем эту боль, и она очищает нас подобно тому, как соль услащает мясо. И сама эта боль смягчает плоть, делает человека мягче, чувствительней, добрее.
Посредством тшувы всё возвращается к Б-жественности, все мысли , желания и чувства переворачиваются и становятся частью святости. Тшува - это как бы клей, который соединяет конечное и бесконечное.
Общая и частная тшува вместе - это одно движение, они неотрывны друг от друга, они все поднимаются в одно и тоже место. И личное желание человека, личное стремление человека к совершенству, к развитию - это выражение одной и той же идеи тшувы.
Рав Кук говорит: когда человек хочет больше знать, когда человек хочет преуспеть в жизни, стремится к развитию и совершенству - это не просто божественно, а это тшува.
Возможно, что снаружи, внешне, это выглядит так, что человеческие достижения приводятся в движение какими-то другими мотивациями, и совсем не имеют ввиду моральное и духовное содержание. Но те, кто умеют посмотреть вглубь вещей, могут различить, что есть нечто общее, а именно стремление к исправлению мира, и не важно, как они это объясняют. Т.е. даже самые далёкие от религии люди, занимающиеся исправлением мира культуры, технологии, духа - это на самом деле дух тшувы, который в них движется.
История всего человечества и каждый отдельный человек и его дела должны быть обозрены единым взглядом ( увидены, как нечто целое). Очень важно, чтобы человек видел себя и всю историю человечества как целое, как нечто развернутое по времени, как единое содержание, состоящее из различных частей. Тогда свет знания, которое приводит к тшуве, раскрывается быстрее.
Рав Кук говорит: посмотри общим взглядом, откуда ты вышел, сколько ты уже прошёл, и какой ещё тебе путь предстоит - у тебя появятся силы идти дальше. И тот, кто приобретает способность такого взгляда, он видит постоянный подъём. И он не может не хотеть присоединиться к этому процессу исправить собственными руками всё, что можно исправить, и развиваться и продвигаться дальше.
Рав Кук верит в развитие, он верит, что есть какой-то мировой дух, который движет человечеством и заставляет его развиваться, и что это есть в каждом человеке. И это, можно сказать, есть основа его веры.