Вчера рав Натан Гринберг объяснял понятие "двейкут" в служении. Речь шла, в сущнности о том, можно ли получать удовольствие от изучения Торы. Вроде бы от Торы нельзя получать "пользу", и может быть, нельзя получать удовольствие от изучения Торы тоже?
Он привел "Эглей Таль" который доказывает обратное. Не только не запрещено получать удовольствие от изучения Торы, но даже наоборот - это основа заповеди изучения Торы!
Как он это доказывает (я не понял или это в Эглей Таль или он сам привел)? Говорится в Гемаре (ссылку могу посмотреть) что "бен ноах" (нееврей) который сожительствует со своей женой "нетрадиционным" способом - достоин смерти. Гемара задает вопрос - за что ему такое? И отвечает: потому что она не получает от этого удовольствия... Почему это проблема? Поскольку Адаму сказано "ведавак беишто" ("и прилепится к жене своей"). "Прилепиться" - объясняет Гемара/Эглей Таль/рав Натан означает получать удовольствие. Нет удовольствия - нет и "прилепления".
Дальше вся эта логика переносится копи пейст на изучение Торы. "Прилепиться к Богу" означает получать удовольствие. Иначе это не двейкут, а см. выше (я как то писал, что тшува может превратиться в насилие в извращенной форме - оказывается уже в Эглей Таль/Гемаре говорится нечто подобное...)
Ева Левит ваша любимая тема