Совершенно гениальное объяснение концепции цимцум (Ицхак Шилат стр. 54):
Цимцум с точки зрения хасидут не есть оставление пустого места от Божественного света, но сжатие Божественного света в ограниченные структуры (=буквы) делающие возможным творение и Божественное раскрытие в нем.
Так говорит Магид в одном из немногих учений, где он цитирует Баал Шем Това:
"Каждая вещь или каждое место, о котором думает человек, вся его жизненность сконцентрирована в этом месте или в этой вещи, и он находится только там.
Когда поднялось в Первичной Мысли наслаждение и игра (шаашуим), которую Всевышний получит от Израиля перед Собой, постигающий поймет, что это само суть цимцум. Всюду, где находится мысль, там же находится жизненность. И подобно этому также здесь, когда поднялось в мысли, он, Благословенный, сжал себя, как если бы, и посредством этого были созданы Израиль. И если бы не цимцум, не могли быть созданы эти миры, и не мог быть в них Израиль как они сейчас. Но, когда был цимцум - тогда миры могут выдержать, и было создано все.
И хотя на первый взгляд кажется, что то, что "Израиль поднялись в мысли" это мера любви и милости и наслаждения, ибо любил их, и ради этой любви сотворил миры, а цимцум это мера суда, но на самом деле это смысл того, что сказано "любовь толкает плоть", что из-за любви сокращает себя только до этой вещи.
И действительно, сказал Баал Шем Тов: "И коэны левиты", что любое влияние приходит в двух аспектах, то есть любовь, из-за которой он дает ашпаа (влияние) в нижний мир, и аспект цимцум, то же влияние, которое опускается из высшего мира, чтобы находиться в нижнем.. И так в первичном сжатии был аспект любви и аспект цимцум, все одновременно, без разделения совершенно, ибо любовь к Израилю это само цимцум, как говорилось выше, и достаточно постигающему.
Всевышний хочет "шаашуим", играться с Израилем. Ради этого он сотворил мир. Тот кто не понимает тот отдыхает...
Об этом отрывке можно говорить бесконечно, но мне кажется что ключевое слово здесь "игра". Без понятия игры невозможно понять, как это и Бог есть и я есть
Поэтому когда начинают с серьезным видом говорить что есть только Бог - есть в этом что то авода-зорное...