Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Эдер аЯкар 3 (продолжение)

Эдер аЯкар, 3 (продолжение) האדם שהיה חזק ואמיץ, אבל ג»כ פראי ומסור לכח דמיונו החזק, נשאר לו לפלטה מכל החזיון הכולל והרחב עד אין סוף של האהבה האלהית, שבמקורה החפשי שברוח האדם, רק האהבה החלקית אל הטבע המורגש לבדו, Перед наступлением тьмы средневековье, когда мир был, возможно, не столь просвещенным в общем, но свеж и естественен, раскрывалась эта любовь также в наклонности в отношении божественного к человеку. Человек был сильным и крепким, но также диким и управляемым мощной силой воображения, и от всего бесконечно широкого и всеобъемлющего видения божественной любви, в ее свободном источнике в человеческом духе, ему осталась только частичная любовь к ощутимой природе. וזה הספיק לתן חומר לשכלל את יצרא דעבודה-זרה בכל שרשיו וגזעיו, ענפיו יונקותיו ועליו, עד אשר ראינו תוצאותיה של האהבה האלהית, כשירדה ממעלתה לבלע ולהשחית, И этого было достаточно, чтобы дать материал для совершенствования склонности к язычеству во всех его корнях и ветвях, порождениях и листьях до такой степени, что мы видели результаты этой божественной любви, когда она упала со своей ступени и превратилась в орудие уничтожения и убийства. כמו שאנו רואים גם עכשיו כל החזיון של האהבה הרומנטית המצויה בחיים כשהיא משרכת דרכיה. Мы видим это также сейчас в романтической любви, которая находится в жизни, как она может привести человека к безумию. בטהרתה נתגלתה אמנם האהבה האלהית בישראל, בכללות האומה, רק לזמן מצער, לתקופות מופסקות, בעצם טבעה וביחידי הסגולה הנביאים ושרי קדש, עד זמן הפסק הנבואה, התלויה בכח האהבה האלהית במלא מובנה, בצורה דילוגית בשרידי דור דור. «נפשי אויתך בלילה, אף רוחי בקרבי אשחרך» , «צמאה לך נפשי כמה לך בשרי בארץ ציה ועיף בלי מים, כן בקדש חזיתיך לראות עוזך וכבודך» . השכינה היתה שרויה בישראל כללות האומה חשה והרגישה את האהבה האלהית בכל תענוגיה, ומוכשרת היתה לחוש את כל עזה ג»כ בכל סעיפיה הפרטיים שבחיים, בעצם תומם, עם כל שלל צבעיה הבהירים המרהיבים לב ונפש, מבלי להשביתה מטהרה ע»י רפיון החומר והרוח, «בכל דרכיך דעהו» , עד אשר השלילה, הסרת הרגש של האהבה האלהית מתוך הנפש, זה היה דבר נמנע ובלתי טבעי כלל לישראל. אפשר היה אמנם להחליף ולהמיר את הרגש הקדוש והזך, הנובע מאוצר החיים ומקור האמת, ברגש טמא הדומה לו בצורתו החיצונה, באהבת אלהים אחרים. «בגדה אשה מרעה, כן בגדתם בי בית ישראל» . В своей чистоте она открылась, эта божественная любовь, в Израиле, в народе в целом, но только на короткое время, на определённые периоды по своей природе, и в особых людях — пророках и праведниках, пока не прекратилось пророчество, которое зависит от этой силы божественной любви во всей глубине её понимания, и далее прыжками в остатках каждого поколения. «Душа моя ищет тебя ночью, жаждет тебя ночью также дух мой внутри меня ищет тебя», «жаждет тебя душа моя, стремится к тебе плоть моя, Как земля жаждущая и уставшая, безводная так в святости да увижу тебя, узреть твою мощь и Славу». Шехина находилось в Израиле в общности народа, ощущавшего и чувствовавшего божественную любовь во всем ее наслаждении, и способна была также ощутить всю ее силу во всех ее частных проявлениях в жизни, по самой сути своей непорочности, во всём богатстве её ярких цветов, потрясающих сердце и душу, без того, чтобы остановить её чистоту слабостью материи и духа. «Во всех твоих путях познай Его». Отрицание, уничтожение чувства божественной любви из души было совершенно невозможным и неестественным для Израиля. Можно было, однако, заменить святое возвышенное чувство, черпающее из источника жизни и источника истины, на чувство грязное, похожее на него внешне, любовь к чужим богам. «как изменяет жена своему другу, так изменили Мне вы, (сыны) дома Йисраэйлева». אפשר להשביר צמאון, גם במים זכים וצלולים, גם במים דלוחים ומעופשים. «היעזוב מצור שדי שלג לבנון, אם ינתשו מים זרים קרים נוזלים» . «אותי עזבו מקור מים חיים לחצוב להם בארות בארות נשברים אשר לא יכילו המים» Можно утолить жажду или чистой прозрачной водой или также водой грязной, плесневелой. «Оставит ли снег Леванона скалы полей, и разве иссякнут чужие текущие хладные воды?!»