Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

(ссылка в первом линке)

(ссылка в первом линке) Мы перечислили несколько причин, почему изучения рава Кука широко распространено в Израиле, а учение рава Соловейчика относительно в запустении. Есть еще одна причина, почему учат в основном рава Кука, и это характер этих двух философских систем. Как правило, человек ожидает, что его вера даст ему покой и спокойствие. Перед ежедневной борьбой за существование, перед всеми практическими делами, нарушающими покой человека, вера для него становится «городом убежищем», в котором он спасается от будничности жизни, и от тяжелого труда, сопровождающего ее. В мире веры он встречает возвышенное и святое, чистое и светлое, и они создают ему «подобие будущего мира» в нашем мире. Учение рава Кука дарует ему свет веры полными пригоршнями. Даже названия его книг свидетельствуют об этом. «Света», «Света веры», «Света Торы», «Святые света», и «Света тшувы». Образ гармонии религиозного мира у рава Кука соответствует ожиданиям человека (хотя на самом деле это не такой простой вопрос, рав Кук сам был куда сложнее чем это принято считать). Я подчеркиваю, что не идет речь о веры, проистекающей из слабости и униженности духа. Однако, природа веры рава Соловейчика совершенно иная. Ее основное свойство это диалектика. Мы говорили выше о гармоничной вере, отличающейся цельностью и душевным покоем. Диалектика, в отличие от гармонии, это резкое движение между двумя полюсами, порождающее беспокойство и сложную душевную реальность. Наоборот, религиозное переживание заставляет его постоянно колебаться между двумя крайностями. В сущности, здесь идет речь о двух характеристиках. Прежде всего такая вера диалектична. Добавляются к этому внутренняя буря и душевное напряжение, которые это постоянное движение несет с собой. Можно превратить это в экзистенциальное переживание богатое и радостное, поскольку оно не сковывает человека в одном единственном измерении, но сталкивает его с различными гранями реальности. … Однако как правило диалектическое переживание приводит к противоположному результату – страдания, глубокая горечь, оторванность, отчужденность и отстраненность. Неспособность бросить якорь на безопасном берегу, и необходимость приближаться и удаляться постоянно, становятся источниками внутреннего напряжения и отчужденности.