Начал читать Пиркей Берейшит Мордехая Броера

Начал читать Пиркей Берейшит Мордехая Броера. Вот кусок оттуда. Пока мне кажется, что он более чем прав!

Мордехай Броер Берейшит Язык Раши

А. "И отдал её тому, кому было справедливо в его глазах"

Вот что говорит Раши в начале своего комментария на Тору: "Сказал рабби Ицхак: не следовало начинать Тору, но только со слов "этот месяц вам", поскольку это первая заповедь, заповеданная Израилю. И почему же начал с "берейшит"? -

Потому что "силу творений своих сообщил народу своему, чтобы отдать им наследство народов". Что если скажут народы мира: "грабители вы, ибо вы захватили земли семи народов", они отвечают им: "вся земля принадлежит Вс-вышнему. Он сотворил ее, и отдал тому, кому было справедливо в глазах его, по воле Его отдал ее им, и по воле Его отнял у них и отдал нам"

Вопрос Раши исходит из предположения, что Тора не собирается учить нас теологии, но что это кодекс (законодательство), и она приходит научить народ Израиля "пути, по которому они пойдут и делу, которое они будут делать". Поэтому он говорит, что не следовало начинать Тору с истории сотворения мира. Ибо несмотря на то, что вся вера Израиля зависит от этой истории, мы не можем выучить из нее никакой конкретной галахи. Поэтому следовало бы начать с главы "этот месяц вам", в которой описывается первая заповедь, данная Израилю.

В своем ответе Раши отвергает этот подход, и сейчас он считает, что Тора это не просто книга кодекса законов, и также не теологическое исследование. Это ясно из самого содержания его ответа. Ибо если бы он думал, что Тора собирается научить нас практической галахе, он бы ничего не объяснял. Ведь наша дискуссия с народами мира не содержит никакой галахи. И если бы он считал, что Тора хочет научить нам основам веры – он мог бы просто объяснить, что Тора начинается с истории Творения мира, чтобы мы выучили эту великую основу веры, что мир создан Вс-вышним.

(стр 21) В соответствии с этим мы должны сейчас объяснить ответ Раши. Он считает, что Тора начинается с сотворения мира, чтобы обосновать наше право на землю Израиля. И отсюда, что связь между народом Израиля и его страной – это центральная тема Торы, и достойна того, чтобы Тора начиналась с нее. И это вполне совпадает с буквальным смыслом Писания. Ибо по простому смыслу Тора это не просто "кодекс", и также не теологическое сочинение, а книга, рассказывающая историю. И так сказал Рамбан, что фраза "это книга истории человека" это заголовок всей Торы. И поэтому Тора описывает сначала начало общечеловеческой истории, со дня, когда Б-г сотворил человека на земле. В рамках этой истории она представляет перед нами семьдесят народов, ибо это центральная тема истории. И после этого она переходит на историю Израиля, которая придает смысл и цель общечеловеческой истории. И поэтому она рассказывает начало истории Израиля – со дня, когда Вс-вышний избрал Авраама и до смерти Моше, слуги Б-га.

И поскольку Тора – это историческая книга, ясно, что ее центральная тема это народы мира и их страны, ибо история говорит о развитии народов и отношениях между ними. Группа людей, не связанных с определенной страной способна создать религию, или секту, семью или общину.

Однако только если эта группа связана с определенной страной, она превращается в народ.

И все это относится к Израилю в той же мере, как к другим народам. Ибо они становятся народом лишь посредством связи между ними и их страной. Ибо если бы народ Израиля был бы связан в единое какой-то другой связью – например, Торой – они не могли бы называться страной, но только религией. И это невозможно опровергнуть, ибо это логическое следствие самого определения нации.

Запись опубликована в рубрике: .